В настоящее время мы не можем отрываться от первоапостольской
Церкви, от истоков христианства. Именно тогда появились в поместных церквах
крещальные исповедания веры. Позже стали употреблять название «символ веры». В
Церкви наиболее известен Апостольский Символ веры, а также позднейший вариант
его развития и расширения - Никео-Цареградский Символ веры.
Символом
веры называется краткое систематизированное изложение основных вероучительных
истин Священного Писания. Символ веры играет существенную роль в борьбе с
ересями и лжеучениями. Милосердный Господь даровал людям Священное Писание –
Слово Божие, особое Божие откровение человеку. В апостольских словах мы слышим
Божий призыв - вникать в Слово Его и исполняться Духом Святым (2Тим.3:16-17,
2Пет.1:19-21).
Но
каждый христианин, и особенно проповедник, имеет глубокую потребность разумно и
кратко сформулировать свое мировоззрение, свою веру прежде всего для самого
себя. Это помогает сделать Символ веры.
В
Символе веры несколько раз повторяется слово «верую», подчеркивая тем самым
личный характер веры. Невозможно спастись верою крестных или плотских родителей
или верою предстоятелей. «Слушающий Слово Мое и верующий в Пославшего Меня,
имеет жизнь вечную», – сказал наш Господь в Ин. 5:24.
Символ веры, почитающийся всем христианством с 4-го века
1 – Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого;
2 – и в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного с Отцом, которым все стало быть, ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с Небес;
3 – воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком;
4 – распятого же за нас при Понтии Пилате;
5 – страдавшего и погребенного, и воскресшего в третий день, согласно Писанию;
6 – и восшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону от Отца;
7 – и снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, и царству Его не будет конца.
8 – Верую в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, от Отца исходящего,наравне с Отцом и Сыном покланяемого и прославляемого, говорившего через пророков;
9 – в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
10 – Исповедую единое крещение для оставления грехов.
11 – Ожидаю воскресения мертвых.
12 – Ожидаю жизнь будущего века. Аминь.
Библия
открывает нам Бога как наивысшую Личность со всею полнотою совершенства. Он
открылся людям как живой и всемогущий, премудрый Творец, вечно, неизменно Сущий
и дарующий жизнь, всевышний Господь, Владыка невидимого небесного мира и всего
творения. Новый Завет говорит нам о сущности Бога такими словами: «Бог есть
дух» (Ин. 4:24); «Бог есть свет» (1Ин.1:5); «Бог есть любовь»
(1Ин.4:16); «Бог наш есть огонь поядающий» (Евр.12:29). Бог – Создатель
Вселенной – выражает Свои мысли в Слове и в Духе Святом, оживотворяет творение.
Имя
Иисус Христос означает Господь Спаситель, Помазанник Божий, Единородный Сын Божий,
Единственный.
Никто
другой не назван Единородным Сыном Божиим. Иисус Христос всегда был, есть и
будет Богом. Мы исповедуем в Иисусе Христе Господа, божественного Владыку,
Вседержителя, Которому принадлежит вся власть на небе и на земле. Исповедуя Иисуса
Христа Господом, мы предоставляем Ему первое место во всем и повинуемся Ему.
Третий
пункт Символа веры
Это
выражение определяет божественную и человеческую сущность Иисуса Христа,
родившегося в Вифлееме. Ангел Гавриил возвестил Деве Марии: «Дух Святой
найдет на тебя и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое святое
наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35). Апостол Павел восклицает: «Великая
благочестия тайна, Бог явился во плоти».
Иисус
родился от Духа Святого и Девы: Сын Божий стал Сыном Человеческим, стал
Богочеловеком (Мф.26:63). Иисус Христос был Сыном Человеческим не только
потому, что Он имел человеческое тело, но и потому, что Он испытывал чувства,
свойственные людям. Он сострадал больным и униженным, скорбел душой, возмущался
и плакал. Вся Его жизнь на земле свидетельствовала, что Сын Божий стал Сыном
Человеческим. Его страдания и смерть также подтверждают это.
Иисус
Христос был предан, ложно обвинен, уничижен, осмеян, избит, преступно осужден
на крестную смерть. Он страдал телом и душою. Телесные страдания были тяжки и
унизительны; «Плевали Ему в лицо и заушали Его, другие же ударяли Его по
ланитам и говорили: «прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» (Мф.26:67-68).
Имя
Понтия Пилата, римского правителя (прокуратора) Иудеи, упомянуто в символе
веры, чтобы указать точное время, когда Иисус Христос принял смерть, ибо Его
смерть является историческим событием.
Крест
– это жертвенник спасения и искупления.
Смерть
Христа - центр благовестия. Апостол Павел многократно утверждал это: «Напоминаю
вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам... что Христос умер за
грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был...» (1Кор.15:1-4).
Пятый
пункт Символа веры
Страдания,
кровь и смерть Иисуса Христа – вот цена нашего искупления. В третий день
Христос воскрес из мертвых. Христос Воскрес! Воистину Воскрес! Об этом
говорится в Новом Завете более ста раз. Это величайшая победа Иисуса Христа,
Его слава и торжество. «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти», –
возвещал апостол Петр в день Пятидесятницы (Деян.2:24, 29-32).
Вера
в воскресшего Иисуса Христа спасительна: «Если устами твоими будешь
исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из
мертвых, то спасешься» (Рим.10:9).
Шестой
пункт Символа веры
Церковь
отмечает Вознесение Господа спустя сорок дней после Пасхи. Наш Господь вознесся
на небо на виду у Своих апостолов. Но Он ушел, чтобы Дух Святой смог прийти для
созидания Вселенской Церкви, как Он и сказал об этом: «Я умолю Отца, и даст
вам другого Утешителя» (Ин.14:16).
Находясь
на небесах, Он является нашим Первосвященником и Ходатаем перед Отцом Небесным.
Он предстает «ныне за нас пред лицо Божие» (Евр.9:24). Иисус Христос
сидит одесную Бога Отца.
Седьмой
пункт Символа веры
Такими
словами выражено исповедание о втором пришествии Христа. Здесь в очень краткой
форме утверждается, что Иисус Христос придет опять. «Приду опять и возьму
вас к Себе» (Ин.14:3). «Христос...
во второй раз явится» (Евр.9:28).
Блаженны
искупленные Христом, которых Он возьмет на Свой брачный пир. Иисус Христос
будет судить живых и мертвых. (Деян.17:30-31).
Восьмой
пункт Символа
веры
Дух
Святой – третье Лицо Святой Троицы. Дух Святой – Бог. Он един по сущности Своей
с Богом Отцом и Сыном, но в проявлении отличается. Дух Святой в Священном
Писании имеет следующие наименования: «Дух Божий»; «Дух Господень»;
«Дух Сына Его»; «Дух Христов».
Божественная
Сущность Духа Святого выражается Его вездесущностью, всемогуществом,
всеведением, творением вселенной, Дух Святой животворит (Ин.6:63); любит
(Рим.15:30); дарует блага (Неем.9:20). Дух Святой неразрывно действовал в
воплощении, явлении и миссии Сына Божия, как и засвидетельствовал об этом
Спаситель: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать...»
(Лк.4:18). Церковь Божия неразрывно соединена с Духом Святым со дня Его
сошествия. Рождение и созидание церквей – это труд Святого Духа.
Девятый
пункт Символа веры
Церковь
– это единение спасенных, искупленных, возрожденных. Невидимая вселенская
Церковь объединяет христиан, которые на небе, у Господа, а также тех, которые
живут на земле. Христиане на земле объединяются в поместные церкви (Деян.15:41;
Рим.16:4; 2Кор.8:1). Церковь имеет духовное единство.
Общение
святых – это одно из великих благословений, содержащихся в символе веры, наряду
с прощением грехов, воскресением из мертвых и вечной жизнью. Общение святых
происходит, углубляется и расширяется на собраниях во имя Иисуса Христа, в
совместных молитвах, в исследовании Слова Божия, а также в достойном участии в
хлебопреломлении.
Десятый
пункт Символа веры
Прощение
(оставление) грехов – второе, отмеченное в Символе веры, благословение. Библия
утверждает, что люди находятся «все под грехом». и что никто не «родится
чистым от нечистого» (Иов.14:4). «Нет человека, который не грешил бы»
(1Цар. 8:46). Богом определено наказание за грех. «Душа согрешающая, она
умрет» (Иез.18:4-20). Но Бог дарует прощение грехов через веру в Иисуса
Христа. «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во
Христе Иисусе Господе нашем» (Рим.6:23).
Одиннадцатый
пункт Символа
веры
В
участии в первом воскресении, воскресении святых заключается третье особое
благословение спасенных, почивших до второго пришествия Христа. Слово Божие
говорит о двух воскресениях. Между первым и вторым воскресением будет время
судов и тысячелетнего царства Христа (Откр.20:5-15).
О
первом воскресении говорится: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении
первом» (Откр.20:6). Второму воскресению Священное Писание уделяет меньше
внимания. Это воскресение грешников для суда пред великим белым Престолом
(Откр.20:11-15).
Двенадцатый
пункт Символа
веры
Упование
на жизнь вечную – четвертое великое благословение спасенных, записанное в
символе веры. Принявшие участие в воскресении первом и в восхищении Церкви
имеют жизнь вечную, остальные – вечную смерть. На основании Священного Писания
все люди будут существовать вечно. Грешники не прекратят своего существования,
но будут разлучены на веки вечные с Богом, получив удел вечных мучений – это и
есть вечная смерть (Откр.20:14; Рим.6:23; Иол.1:15; Мр.9:43-48).
Последняя
книга Библии – Откровение Иоанна рисует нам картины нового неба и новой земли,
но не дает полного описания будущего. Нам не дано знать всего.
Итак,
обозревая Символ веры, мы увидели его тесную связь со Священным Писанием,
утверждающем веру в Бога Отца, в Иисуса Христа, Сына Божия и в Святого Духа. В
центре спасительной веры стал Единородный Сын Божий Иисус Христос, Спаситель от
грехов наших.
В сокращении из журнала
«Братский
Вестник» (№5 1985)
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: