«...Берегитесь, чтобы кто не
прельстил вас»(Мк.13:5)
В предыдущем номере нашей газеты мы писали о мире Нового Завета.
Почти весь цивилизованный мир находился во владении Римской империи. Иисус
Христос пришел на землю именно во времена господства римлян над Израильской
землей. За время своего земного служения Он пережил ненависть, отвержение,
предательство, а затем смерть через распятие. И лишь немногие поверили Ему, и
признали в Нем Сына Божия. Почему? Попытаемся ответить на этот вопрос.
Господь
Иисус Христос учил о Царстве. Когда христиане читают молитву «Отче наш», то они
говорят: «да приидет Царствие Твое» (Мф.6:10). О каком Царстве здесь
идет речь? Существуют две концепции: «Божие Царство» и «Царство Настоящего
времени».
Царство
Настоящего времени (земное)
Человек
жаждет не абстрактного бессмертия, а продолжения жизни в этом мире, но в лучших
условиях: социальная справедливость; мир и безопасность; свобода и защита прав;
материальный достаток. А еще, хорошо бы не страдать, не болеть, и совсем
прекрасно – жить на земле вечно и не умирать. И при этом всегда радоваться и
получать удовольствие от жизни, хорошо бы не трудиться в поте лица, а отдыхать
в прекрасных местах: море, солнце, пальмы, роскошные апартаменты, комфорт,
любовь и т.д. И при этом, чтобы было равенство и братство.
Вспомним мечты о
Городе Солнца, о коммунизме. Но как достичь всего этого? Как установить это
царство абсолютного счастья, где все материальные и духовные проблемы будут
решены? Здесь есть надежда, что придет в мир некий «спаситель», «мессия»,
«новый правитель», «царь», который устроит людям райскую жизнь на земле.
Еврейский
народ во времена господства Римской империи жил ожиданием Мессии от Бога,
который придет с чудесами и знамениями, будет их Царем, и спасет их от власти и
владычества римлян. При этом, Он сам будет в точности исполнять Божий Закон.
Будут уничтожены болезни и страдания, все формы безбожия и угнетения. Израиль
превратится в райский сад, а человек будет безмятежно наслаждаться плодами
земли без изнурительного труда.
Основной
религией евреев был и остается иудаизм, который основан на Ветхом Завете.
Центральным в этой религии является верование в несомненное превосходство
Единого Бога: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть»
(Втор.6:4). Главной целью жизни человека, согласно их богословию, является
исполнение Божиих заповедей и сохранение всех предписаний для народа:
обрезание, соблюдение суббот, годовых праздников, поклонение в синагоге и др.
Грех состоит в неправильном отношении к откровению Божиего Закона. Сравнительно
редко упоминается о загробной жизни и воскресении. Упор в законе делается на
коллективное спасение нации в настоящем, а не на индивидуальное спасение в
будущем. Христианство появилось на почве иудаизма: «Вы не знаете, чему
кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение – от Иудеев. Но настанет
время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и
истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин.4:22-23).
Ожидание
Мессии
Мессианские
чаяния пришествия политического избавителя Израиля были сильны в междузаветном
периоде. Были предсказания о том, что божественное царство придет на смену
Рима, что Мессия (помазанник) будет править по закону. Он будет безгрешным,
праведным вождем Израиля, и будет владычествовать над язычниками. Мессия не был
представлен страдающим за человечество или искупающим грех принесением Себя в
жертву.
В
иудаизме прочно утвердилась группа фарисеев. Они старались полностью исполнять
каждое предписание закона и отделяться от всяких негодных общений. Они верили в
воскресение мертвых. Среди них было много порядочных и искренних людей.
Влиятельными мужами среди еврейского народа были также книжники. Они ревностно
охраняли и изучали имевшиеся Священные Писания. Их называли законоучителями,
богословами и юристами. Вместе с первосвященниками и старейшинами они
составляли Синедрион, который судил самые важные дела.
И
вот, на фоне всех этих ожиданий Мессии, в городе Вифлееме рождается необычный
Младенец. Ангел Господень сообщает пастухам, которые ночью сторожили стадо
овец: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость: …ибо ныне родился вам в
городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк.210-14).
Волхвы с Востока, увидев звезду, которая возвещала о рождении Царя, пришли
поклониться Ему и принесли дары. Царь Ирод, узнав о рождении Христа, сильно
встревожился, опасаясь за свою власть. Вместе с ним встревожился и весь
Иерусалим. Первосвященники и книжники кинулись к древним пророчествам. Все
совпадало: согласно пророчествам, Христос (Мессия) должен родиться в городе
Вифлееме (Мих.5:2), Он будет из рода Царя Давида (Иер.23:5), мудрецы с Востока
принесут Ему дары (Ис.60:6), Он родится от Девы (Ис.7:14).
Население
Израиля сразу разделилось. Большинство решило, что пришел политический лидер от
Бога, который установит Свое царство здесь и сейчас. Другие, увидев, что Он
исцеляет в субботу и общается с грешниками, засомневались и в этом. А когда Он
начал свое служение, начал творить чудеса и исцелять больных, воскрешать
мертвых, то раскол в народе еще больше усилился.
Мнение
народа: «Он
точно пророк. Другие говорили: это — Христос. Итак произошла о Нем распря в
народе»
(Ин.7:40-43).
Первосвященники
и фарисеи говорили:
«Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то
все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим, и народом»
Ин.11:47-48).
А
среди иудеев были даже те, кто говорил: «Не правду ли мы говорим, что
Ты Самарянин и что бес в Тебе?» (Ин.8:48).
На
самом деле Иисус Христос пришел установить не Царство Настоящего времени, а
Божие Царство.
Божие
Царство (Небесное)
Жемчужина,
драгоценность – это дар нашего спасения, это наша принадлежность к Небесному
Царству. В противовес мнению фарисеев, что Царство Божие придет приметным
образом, Иисус говорит: «…и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там».
Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21).
Там, где находится
Христос, законный Царь, поддерживающий Свое Царство, назначенное для Него
Богом-Отцом, - там и есть Царство Мессии, которое Он окончательно установит при
Своем втором пришествии, подобно семени горчичному, которое вырастет и «Да
будет Бог все во всем» (1Кор.15:28).
В
Ветхозаветных Писаниях существуют две линии предсказаний касательно пришествия
Христова: Ему надлежало прийти, как Спасителю от греха, и как Царю на Свое
Царство. Принять это – значит уверовать в Иисуса Христа. Как уже говорилось
выше, большинство народа приняло Его за царя, а Его Царство – за земное. «Иисус
же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился
на гору один» (Ин.6:15). А прокуратор Иудеи Понтий Пилат перед вынесением
приговора спросил: «Ты Царь Иудейский?» (Мк.15:2,12).
Другие,
видя чудеса, которые Он творил, приняли Его за пророка, человека от Бога. Но у
них и в мыслях не было, что цель Его прихода – умереть за их личные грехи, и
взять их вину на Себя, хотя Ветхозаветным пророкам это было открыто: «Столько
чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, потому не могли они
веровать, что, как еще сказал Исаия, «народ сей ослепил глаза свои и окаменил
сердце свое». Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем»
(Ин.12:37-41; Ис.6:9-10).
Фарисеи,
увидев, что Он исцеляет в субботу, решили, что Он нарушает Закон, и посчитали,
что это никакой не Мессия, а обманщик: «Услышали фарисеи такие толки о Нем в
народе, и послали фарисеи и первосвященники служителей схватить Его»
(Ин.7:32). И многие из тех, кто видел и слышал Его, не поняли цель Его
пришествия в мир: «Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете» (Ин.6:36).
Родные братья не поняли Его: «Ибо и братья Его не веровали в Него»
(Ин.7:5). Даже среди учеников Иисуса были те, кто не смог уразуметь Его слова о
Своей смерти и воскресении: «С этого времени многие из учеников Его отошли
от Него и уже не ходили с Ним» (Ин.6:66).
Мало
кто осознал и поверил, что целью всех целей прихода Иисуса Христа в этот мир
было спасение от греха, путем принесения Себя в жертву (Евр.9:26), а также
установление Царства, но не земного в человеческом понимании, а Небесного.
Но
были и те, кто поверил. Среди уверовавших были: Дева Мария, старец Симеон,
пророчица Анна. Вот слова Марии: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался
дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк.1:46-47). Она поверила, что Младенец,
Которого она носит во чреве – это ее личный Спаситель и Господь. Были
уверовавшие и среди начальников Иудейских (Ин.12:42-43): фарисей Никодим,
который ночью приходил к Иисусу (Ин.3гл.); Иосиф из Аримафеи; сотник,
присутствующий при распятии (Мк.15:39,43) и другие.
А
как же ученики Христа, которые ходили с Ним, учились у Его ног? Вот Он говорит
о Своей смерти, а Иаков и Иоанн просят: «Дай нам сесть у Тебя, одному по
правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк.10:35-37). А апостолы
уже после Его воскресения, перед вознесением, задают вопрос: «Не в сие ли
время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян.1:6).
Таким
образом, мы видим, что большинство народа не признали Иисуса Христа, посчитали
Его за обманщика, а «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали
лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти» (Мф.26:59). В
конце концов, они возбудили народ просить Пилата погубить Иисуса: «Говорят
ему все: да будет распят» (Мф.27:20-22). Даже некоторые ученики, оставив
Его, побежали (Мф.26:56). И только после Его воскресения, вознесения и
Сошествия Духа Святого на землю, апостолы приняли силу от Бога и начали
проповедовать Царствие Божие, и учить о Господе Иисусе Христе со всяким
дерзновением (Деян.28:31). Они стали проповедовать покаяние и прощение грехов
(Деян.5:31).
А
сейчас посмотрим в свое сердце. Когда мы приходим в молитве к Богу, что мы
просим, что ожидаем от Него: комфортной жизни, материального достатка,
отсутствия проблем в нашей земной жизни или освобождения от греха и
установления Царства Божия в своем сердце и на земле? Плохо ли просить Бога о
том, «что пить и что есть», о здоровье себе и родным, о разрешении проблем?
Нет. Но Христос учил: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все
приложится вам» (Мф.6:33).
Почему Иисус Христос сказал такие слова: «Я пришел во
имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его
примете» (Ин.5:43). Кто этот «иной», почему он придет во имя свое, и какое
царство он установит? Об этом поговорим в следующих статьях.
Светлана Мясникова
Церковь
Благодати,
г.
Кирово-Чепецк
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: