Начало в №8 за 2017г.
БАПТИСТЫ И ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ В АТМОСФЕРЕ ВОИНСТВУЮЩЕГО
АТЕИЗМА (1929-1942
гг.)
Этот
период жизни баптистов и евангельских христиан, а также православных верующих
отмечен суровыми переживаниями, вызванными переходом воинствующих безбожников к
ограничительным мероприятиям религиозной деятельности верующих, рассчитанным на
полное ее прекращение, а затем и на полную ликвидацию поместных общин.
С 1929
года начались репрессии по отношению к наиболее выдающимся деятелям союзов
баптистов и евангельских христиан в центре страны и на периферии. В связи с
арестами своих работников региональные союзы баптистов в 1929 году прекратили
свое существование.
К 1931 году большинство общин баптистов и евангельских
христиан официально прекратило свою деятельность. К 1936 году почти все
поместные общины евангельско-баптистского братства были сняты с регистрации
(пресвитеры их были репрессированы), молитвенные дома были отобраны.
Стало
очевидно, что в целом политика новой власти направлена на построение общества
свободного от всякой религиозной идеологии, т.е. атеистического общества.
НОВАЯ
СТРАНИЦА ИСТОРИИ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ
(1942-1960
гг.)
Великая
Отечественная война заставила власти изменить свое отношение к верующим. К
середине войны стало очевидным, что руководство страны взяло курс на
нормализацию отношений с церквами.
Начало
этого периода жизни евангельских христиан-баптистов обозначилось официальным
объединением двух братств – баптистов и евангельских христиан. Стремление к
сближению и объединению с особой силой проявилось в годы всенародных испытаний
(в годы войны) и завершилось в 1944 году образованием единого Союза.
Начавшееся
в годы всенародных испытаний духовное оживление в братстве характеризовалось в
1946 - 1948 годах еще более широким развитием. Повсюду шла легализация общин.
Сообщались радостные вести о присоединении к церквам новых душ через водное
крещение, торжественно проходили празднования Пасхи, Троицы, Рождества.
Пятидесятые годы хотя и не были столь богаты количеством новообращенных, но
Господь продолжал прилагать спасаемых к церкви. По имеющимся неполным данным, в
1956 году в общины было принято через крещение 7245 душ, а в 1957 году - 7687.
До 1948 года по стране проходила почти беспрепятственная регистрация поместных
общин ЕХБ. Но с 1948 года она была повсеместно прекращена. Это преследовало
цель разделить евангельско-баптистское братство, их общины на зарегистрированные,
хоть как-то защищенные в правовом отношении, и на незарегистрированные,
находящиеся, по существу, вне закона. Вне регистрации оказалась половина
существовавших на тот момент общин. Признание религиозной деятельности
незарегистрированных общин незаконной повлекло за собой столкновение верующих с
властями, применение к верующим различных санкций (штрафов, конфискации
духовной литературы, репрессий в отношении служителей).
Начало 60-х годов.
К
началу 60-х годов власть снова обеспокоилась сильным распространением религии
среди населения страны. Годы правления Хрущева Н.С. стали новым испытанием для
верующих в Советском Союзе, особенно сложными для евангельских верующих.
Выдвинутая КПСС и советским правительством программа построения коммунизма предусматривала
полное и окончательное преодоление «религиозных предрассудков». По всей стране
была развернута злобная антирелигиозная компания, носившая клеветнический
характер и рассчитанная на полную дискредитацию верующих перед общественным
мнением. Активные верующие, не исключая
женщин, приговаривались к различным срокам тюремного заключения. Вместе с тем,
как в сохранившихся церквах, так и в общинах действующих нелегально, не
прекращалась активная духовная жизнь.
Конец
60-х, 70-ые и первая половина 80-х годов ознаменовались периодом относительного
затишья в религиозных преследованиях. Верующие редко подвергались арестам и
тюремному заключению, на смену которым пришли штрафы и краткосрочные
административные аресты. Но вместе с тем власти по-прежнему жестоко пресекали
все попытки проповеди Евангелия среди населения. Особенно жестоко относились к
«вовлечению» молодежи в духовную жизнь, не стеснялись закрывать и без того
немногие, официально разрешенные церкви и всячески препятствовали регистрации
новых общин. Несмотря на это духовная и административная жизнь церквей не
прекращалась, регулярно проводились пленумы и съезды ВСЕХБ.
Поворотным
пунктом в современной истории евангельских христиан-баптистов стала
перестройка, начатая М.С. Горбачевым в 1985 году. Ветер перемен, однако,
поначалу мало коснулся религиозной жизни в СССР. В период между 1985 и 1988
годами о религии стали говорить больше, но коренных изменений в отношениях
между верующими и государством не произошло.
Переломным стал 1988 год, когда
празднованию 1000-летия Крещения Руси был придан статус общенародного, а не
сугубо религиозного торжества. Наметились тенденции к допущению религии в
общественную жизнь. Началась регистрация новых религиозных объединений.
В 1988
году евангельские христиане-баптисты в
Москве, как и в других городах России, проводили торжественные юбилейные
богослужения. Стало возможным проведение евангелизационных мероприятий, где
тысячи тысяч знакомились с евангельской историей. Одна за другой стали
возникать новые евангельско-баптистские церкви и группы. Стало возможным
совершать крещение в открытых водоемах при большом стечении народа. В
кратчайшие сроки возникла и развилась отечественная издательская база для
печати и распространения христианской литературы.
Положительная
тенденция в отношениях между государством и верующими сохранилась и после
распада СССР. Новое российское руководство было верно принципам свободы совести
и религиозного равноправия, что отвечало не только вероучению и жизненным
чаяниям христиан евангельско-баптистского исповедания, но и интересам других
религиозных групп и деноминаций в Российской Федерации. Действовавшее до сих
пор религиозное законодательство, пришедшее на смену ранее существующему
дискриминационному постановлению ВЦИК РСФСР 1929 года «О религиозных
объединениях», гарантировало полное соблюдение прав верующих и всех религиозных
объединений.
Евангельские
христиане-баптисты, испытав на себе все тяготы существования в тоталитарном
обществе, с воодушевлением восприняли демократические перемены в жизни общества
и государства. В период острых политических кризисов 1991-1993 годов множество
баптистов молилось, а многие, как могли, прикладывали усилия для сохранения
демократии.
Нам хорошо известно из нашей истории, чем
грозит идеологическая монополия. Ограничение религиозных свобод может стать
ничем иным как началом возвращения в тоталитарное прошлое.
Использованы материалы:
сборник «История баптизма» – составитель С.В.
Санников; сборник Московского объединения церквей ЕХБ «ЕХБ в Москве и в России:
прошлое, настоящее и будущее».
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: