19 декабря 2019 г.

Мир во времена Нового Завета


Сенат в Древнем Риме
Когда писался Новый Завет (история земной жизни Иисуса Христа и возникновение христианства) – весь цивилизованный мир, за исключением малоизвестных государств Дальнего Востока, находился во владении Рима. От Атлантического океана на западе до реки Евфрат и Красного моря на востоке, и от Роны и Дуная, Черного моря и Кавказских гор на севере до Сахары на юге простиралась одна необъятная империя, находящаяся, в сущности, под диктаторской властью императора, которого Новый Завет называет кесарем Августом (Лк.2:1).

Римская империя получила свое название от столицы Италии, первоначального поселения, разросшегося в Римское государство. Основанное в 753-м году до н.э., вначале оно было союзом небольших селений вблизи Рима и управлялось царем. 

Приблизительно к началу V века до н.э. оно достигло уровня прочной политической организации с республиканской системой управления. После вступления в союз с окружающими областями и проведения ряда войн, Рим полностью завладел Апеннинским полуостровом (265 г. до н.э.). В последующие два столетия Рим вел ожесточенную борьбу с Карфагеном.

Цивилизация Карфагена была по характеру восточной, его общество управлялось олигархией, охраняемой наемной армией, а во главе стоял самодержавный правитель. Это была богатая и могучая морская держава. Ее корабли обеспечивали торговлю всего Средиземноморья. В 146 г. до н.э. римский полководец Сципион Эмилиан захватил город Карфаген и сравнял его с землей. Таким образом Рим завладел Грецией, Испанией и Северной Африкой. Затем произошло присоединение Македонии, Малой Азии, Сирии, Иудеи, Галлии. Так, за 500 лет почти непрерывных войн Рим разросся из неизвестного поселения в правящую мировую империю.

Однако все это внесло изменения в жизнь обитателей Рима. По мере того, как военные вожди входили во вкус власти, они начали использовать войска не только для захвата чужих земель, но и для утверждения своего господства дома. 

После ряда гражданских войн, правителю Октавиану, или Августу, как его называл Сенат, удалось разделаться с противниками (оппозицией) и стать первым императором (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.). Он правил мудро и хорошо, несмотря на то, что Сенат сохранялся как формальное правительство, а власть стала диктаторской. Но все права императора были прописаны в Конституции. 

Множество реформ было проведено во время правления Августа: очищение Сената от недостойных членов, создание профессиональной армии, порядок в сборе налогов, восстановление семейной жизни, перепись населения и имущества. «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле» (Лк.2:1).

Август гордился тем, что нашел Рим кирпичным, а сделал его мраморным. За 41 год своего правления он создал порядок из хаоса, содействовал миру и процветанию империи. Он реставрировал многие храмы и возродил государственную религию – поклонение Риму, как государству. Во многих местах народ поклонялся самому императору. При Августе в Риме был расцвет поэзии и литературы: поэт Вергилий «Энеида», Гораций, Овидий.

Еврейское государство

Римская империя была смесью независимых городов и территорий, которые назывались провинциями, но все они подчинялись одному центральному правительству. Когда Рим захватывал или добровольно присоединял новые области, они организовывались в провинции, которые становились частью новой имперской системы. 

В 67 г. до н.э. римский полководец Помпей присоединил Киликию и Крит, а в 63-ем г. до н.э. он захватил Палестину и сделал ее провинцией Сирии, которая была уже частью Римского мира.

Все покоренные народы имели право исполнять религиозные обряды предков и поклоняться своему богу. Но ни одна религия не имела права отказаться от почитания римских богов. Т.к. все остальные народы были многобожцами, то это не составляло для них труда: одним богом больше, одним меньше. Но Бог евреев был не такой. Он не мог терпеть поклонения еще кому-то кроме Него (Втор.4:35). Поэтому евреев считали политически ненадежными, хотя иудаизм признавался.

Власть в провинциях делилась на два вида: лояльные управлялись проконсулами, ответственными перед Римским Сенатом (Деян.13:7), а неспокойные были под властью Римского императора и его армии. Император назначал префектов, прокураторов. Палестина во времена Христа была под властью императора, представителем которого был прокуратор Понтий Пилат (26 -36 г.г.) (Мф.27:2), а также соправителями Иудеи были цари Ироды. 

Ирод Великий (37 г. до н.э.- 4 г.н.э.) известен, как жестокий правитель, который боялся потерять власть: двуличность в обращении с волхвами Востока и приказ об избиении Вифлеемских младенцев (Мф.2:1-16). Это стало причиной бегства Иосифа и Марии с Иисусом в Египет (Мф.2:13-14). Ирод Антипа (4 г.-39 г.н.э.) – хитрый и мстительный правитель (Лк.13:31-32). В Евангелиях он упоминается как убийца Иоанна Крестителя (Мф.14:1-12), и как тот, перед которым совершался суд над Иисусом (Лк.23:7-12).

Различные чужеземные правители, которые владычествовали над Палестиной, считались у евреев захватчиками, власть которых приходилось терпеть. В понятии евреев, духовенство являлось настоящей властью: первосвященники, священники, совет старейшин (позднее – синедрион). Первосвященник был советником римского прокуратора, и нередко его политический режим принуждал правителя менять свое решение.

 Первосвященник посредством своего влияния на население, мог формировать общественное мнение (Ин.19:12), и таким образом, подчинять упрямых чиновников своей воле. Именно первосвященники и старейшины возбудили народ отдать Христа на распятие (Мф.27:17, 20).

Понтий Пилат. Суд Иисуса Христа
Понтий Пилат (26-36 г.н.э.) является наиболее известным из прокураторов по причине своей связи с судом и казнью Иисуса Христа. В самом начале своего служения его войска внесли в Иерусалим знамена с изображением императора. Евреи бурно протестовали, считая это осквернением города. Пилат уступил, увидев, что ничего кроме напрасного кровопролития не последует за его поступком.

В 37 г.н.э. императором Рима стал Калигула, сменив Августа и его приемного сына Тиберия. Возомнив себя богом, Калигула приказал, чтобы его статуя была поставлена в Иерусалимском храме. Представитель Сирии Петроний был послан для исполнения этого приказа. Это поставило его перед дилеммой: ослушаться императора и не воздвигнуть статую, или повергнуть всю страну в религиозную войну. Петронию удалось отсрочить дело, и затруднительное положение разрешилось само собой. 

В 41 г.н.э. Калигула умер. Некоторые богословы считают, что упоминание евангелистом Марком «мерзости запустения» (Мрк.13:14) отражает угрозу воздвижения статуи (образа) мирового правителя во вновь построенном Иерусалимском храме.

В числе последних прокураторов Иудеи были Антоний Феликс и Порций Фест, упомянутые в связи с Апостолом Павлом в Деяниях Апостолов (Деян.23:24 - 26:32). После смерти Феста, политическая атмосфера Иудеи быстро менялась к худшему. Первосвященники были алчными и жестокими, а римские прокураторы жадными и деспотичными. Возбужденные постоянными надругательствами, евреи подняли восстание. 

Император Нерон собрал войско и двинул его на Иерусалим под предводительством Веспасиана. Когда тот уже готовился захватить город, неожиданно пришла весть о смерти Нерона.

Оставив своего сына Тита руководить военными действиями, Веспасиан отправился в Рим, т.к. военные легионы провозгласили его императором.

Весной 70-го г.н.э. Тит усилил осаду Иерусалима. Ослабевший от голода и внутренней борьбы город сдался Риму в августе, когда были пробиты стены и сожжены ворота. Вопреки приказу Тита, храм был предан огню, население либо убито, либо продано в рабство, а город сравнен с землей. Исполнились пророчества Библии.

Иисус Христос жил в израильской земле во времена ее оккупации римлянами, и за время Своего служения пережил ненависть и отвержение. Непосредственно перед Своей смертью на Голгофе, Он предсказал приближающийся суд над иудейским народом и его столицей Иерусалимом: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лук.19:41-44). 

Еврейское государство прекратило свое существование с разрушением храма. Еврейская нация погибла политически, евреи были рассеяны по всему миру, но мечта о возрождении государства Израиль, о восстановлении храма, всегда жила в сердцах многих евреев и звучала в их молитвах к Богу.

В 1947 году ООН принимает решение о разделе Палестины на еврейскую (израильскую) и арабскую (Иордания) части. В 1948 году, 14 мая – было основано государство Израиль, как «национальная родина всех евреев». Признание Израиля Советским Союзом, США и всеми государствами подтвердило этот факт. 

Евреи со всего мира начали возвращаться на родину, так сбываются библейские пророчества:  «Так говорит Господь Бог: когда Я соберу дом Израилев из народов, между которыми они рассеяны, и явлю в них святость Мою перед глазами племен, и они будут жить на земле своей, которую Я дал рабу Моему Иакову» (Иез.28:25-26).

Первый Рим прекратил свое существование, и на его месте возник второй Рим со столицей Константинополь. 29 мая 1453 года под натиском османских войск пал Константинополь – столица и последний оплот Византийской империи. Закончилась многовековая история «второго Рима». Восточная Римская Империя, которая много веков назад унаследовала огромные территории в Восточном Средиземноморье, на Балканах и в Северной Африке, прекратила свое существование.

Мир первого века нашей эры немногим отличался от нынешнего мира. Если внимательно присмотреться к политике, экономике, устройству различных современных государств, то можно увидеть, что мечта о возрождении Римской империи витала, и продолжает витать в умах многих правителей. И это действительно произойдет в последнее время, перед вторым пришествием Иисуса Христа, согласно пророчествам Ветхого и Нового Заветов. 

На земле возникнет содружество десяти государств, в которых ведущую роль будет выполнять мировой правитель – антихрист: «И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час» (Откр.17:12).

Некоторые богословы полагают, что союз десяти государств возникнет в рамках Евросоюза, другие считают, что он может простираться до Уральских гор РФ, или это союз Арабских стран. Будущее покажет.

В следующих номерах нашей газеты попытаемся ответить на вопросы: почему Иисуса Христа многие люди не приняли и до сих пор не принимают, а антихриста примут? Как мир готовится встретить антихриста, какова его религия? Кто придет первым: Христос или антихрист?
Ждем ваших писем и размышлений на эти темы.



Светлана Мясникова
(В статье использованы
материалы книги М.К.Тенни
«Мир Нового Завета»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: