18 августа 2012 г.

Сомнения



Они подкрадывались и пытались поселиться в наших сердцах не раз. Я не знаю ни одного мужа Божьего, который бы засвидетельствовал перед Богом и людьми, что эта проблема ему не знакома.

Каждого они пытались одолеть. Пусть в разное время и в разной мере, но каждого! Вначале мы колебались - существует ли Бог? Слышит ли Он нас? Затем, бывало, терзались от неуверенности - верны ли принятые нами решения, сказанные слова, совершенные поступки. Даже в молитве, порой, приходили мысли: “Хочет ли этого Бог или это только мое желание?”.

Да что говорить, грехопадение сотворенного человека началось со слов: "подлинно ли сказал Бог...?" (Быт.3:1). Иоанн Креститель однажды усомнился и послал учеников к Иисусу спросить: “Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?” (Лук.7:19).  И даже Самого Христа дьявол искушал, говоря: "если ты Сын Божий, то...".

Слава Богу, Иисус не поддался на уловку сатаны, и не стал ничего доказывать или проверять. Он был Сын Божий, без всяких “если”! Но факт остается фактом - даже Иисусу Христу дьявол пытался посеять сомнения.

Сомнения могут атаковать каждого. Но как справиться с ними? Как разобраться – обоснованы ли они или это искушение дьявола? Как преодолевать их, чтобы они не сделали нас мнительными или скептично настроенными персонами, напрочь лишенными веры?

Что же такое сомнение? Это не просто неуверенность в чем-либо. Это альтернативное мнение – слово говорит само за себя. Подобно, как у работника бывает соработник, у учредителя фирмы может быть соучредитель, так ко всякому мнению пытается пристроится сомнение.

Другими словами, по одному вопросу возникает два мнения. Когда такое происходит в голове человека, то это и называется сомнением, которое смущает, лишает уверенности и понимания, где истина, а где ложь.

Лучше всех о нем сказал Иаков: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак.1:5-8).

Как видите, раздвоенность не позволяет двигаться вперед и мешает получать обещанное Господом.

Казалось бы, все предельно ясно. Но… не все так просто. К примеру, неужели мы не можем сомневаться в проявлениях человеческой глупости или заблуждениях? И наоборот, каждый христианин знает, что самоуверенность – губительна. Как видите, не всякое сомнение обязательно является искушением. Более того, неуверенность бывает разной природы.

Позвольте мне пояснить, что я имею ввиду.

Первая  (наиболее позитивная) форма сомнений - рассудительность.

Математик Анри Пуанкаре озвучил замечательную мысль «Есть две одинаково удобных позиции: либо верить во все, либо во всем сомневаться. И то, и другое избавляет от необходимости думать».

Верить всегда и во все – это не добродетель, а наивность и глупость. Ни к чему хорошему такая “вера” не приводит. Меня настораживают люди, которые беспечно полагают, что рассудительность опасна, и что следует всем и всему доверять, никогда не задумываясь, правильно это или нет.

О такой ложной доверчивости хорошо сказал Соломон: «Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим» (Прит.14:15). И неважно, что говорящий цитирует Библию. Даже в этих случаях надо оставаться рассудительным, так как сатана – мастер по вырыванию стихов из контекста. Желая толкнуть Христа на самоубийство, он цитировал 90 Псалом, но Иисус не увлекся лживыми передергиваниями Библии и отвечал:  «написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Матф.4:7). Он воспринимал Писание целостно.

Когда апостол Павел пришел в Верию, то ее жители не принимали его проповедь безрассудно. Эти верующие «были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян.17:11). Видите? Их вера не противопоставлялась рассудительности, а сотрудничала с ней.

Когда мы излишне самоуверенны, это начало беды. Потому ап. Павел нам советует: “Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2Кор.13:5).

Такое исследование строится не на основании сомнения истинности Слова Божьего, а на желании проверить по Слову все что угодно, включая самого себя: "Правильно ли я поступаю?», «В вере ли я?», «Живу ли я по воле Божьей?», «От Бога ли это видение?».

Разумеется, не надо вечно колебаться, но критически подходить к самим себе - очень даже неплохо. По этому поводу один человек сказал: «Абсолютная уверенность  в своей правоте происходит только от двух вещей, от недостатка ума и недостатка синяков».

Хороший пример правильного рода сомнений преподносит ветхозаветная история про то, как цари Ахав и Иосафат планировали военную компанию (3 Цар.22 гл.). В Библии замечательно описывается, как 400 придворных пророков, живших на содержании нечестивца Ахава, пророчествовали ложь. Дружно. Вместе. Единомысленно. И все говорили то, что хотел их царь: “Надо идти на войну!”.

Слишком странное было у них единство. Поэтому Иосафат усомнился в словах зависимых от Ахава пророков и стал искать человека Божьего. И только пророчество Михея было вопреки всему – он возвещал о проигрыше и смерти Ахава. Слова пророка были не столь позитивны, но именно они и исполнились.

«Все испытывайте, хорошего держитесь» советует апостол Павел (1Фесс.5:21). Нам надо иметь веру в Бога и Его слово, но не стоит бояться перепроверять свои откровения, сны, видения, чувства, слова людей, так как каждый из нас может ошибаться. Благочестивая рассудительность – не опасна, а наоборот, желательна.

Второй вид сомнений – при принятии сложных решений.

Есть сферы, где нам не надо брать время для осмысления и задаваться гамлетовским вопросом: “Быть или не быть?”. Когда кто-то предлагает просмотреть порнофильм или склоняет к разврату, то было бы странно от Вас услышать: “Дай мне время подумать, мне нужно принять решение. Хочу спросить у Бога – блудить мне или нет?”.

Такие вопросы должны быть уже решены заранее. Сомнения в этой области лишь покажут тягу человека ко греху.

Другое дело - принятие решений, которые сложны по своей природе. В этом случае, мы не знаем всех последствий, не видим все риски и не можем предугадать, к чему наш выбор может привести. Особенно это касается всего, что является новым. Неопытность порождает неуверенность, но не в Боге, а в неизвестности, которая перед нами.

И здесь есть свои крайности. Одни - необдуманно и безрассудно решительны. О них написано: “Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются” (Пр.27:12). Другие – мнительны настолько, что упускают данные Богом возможности в страхе ошибиться и бесконечно откладывают решение. О таких говорят: “обжегшись на молоке, на воду дуют”.

Знаете ли Вы, что когда самолет набирает скорость для взлета, есть момент, когда бортмеханик говорит первому пилоту: “Точка принятия решения!”.  Мгновенно командир экипажа должен отдать один из двух команд: “Взлет!” или “Торможение!”.

До этого времени можно размышлять, колебаться, все взвешивать и перепроверять, но разогнавшись до определенной скорости и перейдя точку принятия решения, нужно окончательно определиться. Иначе самолет не будет иметь достаточно полосы ни для взлета, ни для торможения, а трагедия будет неизбежна.

Нерешительность перед принятием решений – это нормально. Полезно пытаться обрести максимум информации, чтобы действовать здраво и взвешено.

Но надо помнить, что в жизни не бывает, чтобы все было известно заранее. Доля риска останется. Боязнь принимать решения и отказ от действий - тоже своего рода решение и оно губительно. Предаваясь нерешительности мы порабощаемся страхом и отдаемся не воле Божьей, а воле событий.

Победители – принимают решения и меняют обстоятельства! Проигравшие – поддаются обстоятельствам и не желают им сопротивляться.

Нам никогда не будет известно все о будущем. Ряд решений придется принимать по вере. Даже если бы Господь сказал нам все заранее, это не облегчило бы нашу участь. Подумайте, разве легко было бы Моисею решиться стать вождем Израиля, если бы он заранее знал, как будет бунтовать и грешить народ, и что он потом сам не войдет в Ханаан? Думаю, нет.

Когда Вам придется принимать решение при некотором объеме неопределенностей, взвешивайте все «за» и «против», просите  мудрости и водительства  у Бога, но в один момент все же примите решение и начинайте действовать!

Опасные сомнения – сомнения в Боге и Его Слове.

Только атеисты полагают, что реальность находится исключительно в материальной сфере. Христиане убеждены, что наша жизнь связана с реальностью как физического, так и духовного мира. Если первый познается органами чувств, наукой и приборами, то для духовного мира без веры не обойтись: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6).

Почитайте Евангелие и Вы удивитесь, как много Иисус Христос обращал внимания на веру людей. Творя чудеса, Он всякий раз искал в сердцах людей упование на Бога. (Кстати, единственное место в Библии, где сказано, что Христос не мог совершить больших чудес описывается в Марка 6:1-6, когда Он пришел к Своим сродникам. Там же указана и причина: “И дивился неверию их” (ст.6)).

Дьявол знает, что без веры в Бога – мы слабы, поэтому он пытается посеять сомнения в наши сердца. Наш разум превращается в поле битвы, и на нас возложена ответственность не поддаться сомнениям, и пребывать в вере.

Как-то один мужчина привел ко Христу своего сына, одержимого бесом с детства. Отец  мальчика рассчитывал, что Иисус исцелит ребенка, но веры у самого было явно недостаточно. Несмотря на это Господь сказал: «… если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мар.9:23). Тогда отец, страстно желавший выздоровления сына, воскликнул: «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мар.9:24).

Другими словами, в его сердце были определенные сомнения, но он принял решение верить. Он проявил волю, чтобы избрать веру, а не сомнения!

Не культивируйте сомнения в своем сердце – примите решение веровать и просить Бога о помощи.

Дам несколько СОВЕТОВ, которые могут помочь в борьбе с сомнениями:

1.Допускайте, что не можете знать всего. Часто люди начинают сомневаться в Боге только потому, что они не могут понять, почему что-то случилось и «куда смотрел Бог»? Не нужно быть гордым человеком, пытаясь все объяснить. Что-то нам останется непонятным. Об этом мы узнаем, возможно, на небесах.

2.Стремитесь познавать характер Божий. Это поможет преодолеть многие сомнения и защитит от колебаний. Зная, к примеру, что Бог благ, Вы не будете через проблемы и трудности думать о Господе, что Он Вас забыл. Наоборот, убежденность в Божьей любви и благости, вселит надежду в самых безнадежных ситуациях!

3.Благодарите и прославляйте Бога. «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фесс.5:18). Авраам сто лет ждал рождения сына «Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так [многочисленно] будет семя твое». И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу» (Рим.4:18-20).

4.Утверждайтесь в Слове Божьем. Ведь вера, от слышания, а слышание от Слова Божьего, говорит Писание (Рим.10:17)

5.Имейте общение с людьми веры и со здравыми людьми, с теми, кто вдохновляет вас верить. «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33) – общаясь со скептиками и вечно сомневающимися людьми, Вы не заметите, как заразитесь от них. Окружите себя людьми, полными упования на Бога!


Денис Подорожный


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: