И погнался Гиезий за Нееманом. И увидел Нееман бегущего за собою, и сошел с колесницы навстречу ему, и сказал: с миром ли? Он отвечал: с миром; господин мой послал меня сказать: «вот, теперь пришли ко мне с горы Ефремовой два молодых человека из сынов пророческих; дай им талант серебра и две перемены одежд».
И сказал Нееман: возьми, пожалуй, два таланта. И упрашивал его. И завязал он два таланта серебра в два мешка и две перемены одежд и отдал двум слугам своим, и понесли перед ним. Когда он пришел к холму, то взял из рук их и спрятал дома. И отпустил людей, и они ушли» (4 Царств 5:20-24).
Эта история имеет свое начало. В дом к Елисею, пророку, приходит военачальник и просит исцелить его от проказы. Исцеление происходит. Исцелённый Неман, генерал армии, естественно, желает отблагодарить своего спасителя. Здесь не идет речь об оплате услуг, это была благодарность за помощь в очень сложной жизненной ситуации. Пророк Елисей отказывается от дара, и генерал уезжает восвояси.
На этом история бы могла и закончиться, но в деле появляется еще один человек, простой слуга непростого человека. Он увидел деньги, и в нем проснулась жадность, граничащая с алчностью. «Богатство уплывает из рук», – подумал он, но не просто погоревал один дома, он бросился вслед за генералом.
При встрече с данным высокопоставленным человеком он начинает говорить ложь, просто – напросто врет, выдавая желаемое за действительное, оправдывая свой алчный поступок. «Господин мой послал меня сказать», – говорит он откровенную неправду. Одна неправильная мысль начинает давать обильные всходы, грех начинает произрастать в сердце человека.
Но нужно отдать должное Гиезию: он просит достаточно скромно, маленькую часть того, что генерал предлагал его господину, свою часть, законную. Но то, что в итоге он взял больше, уже не играет никакой роли. Слуга поступил как обычный человек – взял то, что причиталось – зарплату. И потом он спокойно возвращается к своим обязанностям.
«Когда он пришел и явился к господину своему, Елисей сказал ему: откуда, Гиезий? И сказал он: никуда не ходил раб твой. И сказал он ему: разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? Время ли брать серебро и брать одежды, или масличные деревья и виноградники, и мелкий или крупный скот, и рабов или рабынь? Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него [белый] от проказы, как снег» (4 Царств 5:25-27).
Все бы ничего, только Гиезий не учел одной маленькой «мелочи»: он-то был слугой у пророка, которому Бог говорил что делать. Только что Елисей очистил человека от проказы еще до того, как встретился с ним лицом к лицу. Что это оплошность со стороны слуги, или же закономерность?
Задолго до этого случая сам Елисей был слугой пророка Божия – Илии. Он много ходил следом и учился от него. В последний момент Илия трижды просит Елисея отстать от него, не ходить за ним, но тот знает, что должно произойти, поэтому остается в своем уповании и идет вместе с пророком (4 Царств 2гл.). В награду за свое дерзновение Елисей получает благословение от Господа и преемственность пророческого служения от Илии.
Что же получает Гиезий? Сильнейшую проказу. Казалось бы, он не сделал ничего достойного смерти. Однако, в первую очередь он не послушался своего господина, который отказался от дара (значит, так было необходимо). Его господин был пророком Божьим, и его невозможно было обмануть, но Гиезий это делает. После непослушания он начинает лгать, стараясь перехитрить своего господина, пытается построить воздушный замок на песке. В чем здесь дело, они же не один день жили вместе?
Гиезий относится к жизни рядом с Елисеем как к работе. Он не прислушивался к тому, что происходило вокруг, не учился, как это бывает в отношениях «мастер – ученик», строил свои собственные планы на жизнь. И последние никак не совпадали ни с Божиими планами, ни с планами его господина. Он хотел получать прибыль из общения с пророком, обеспечить свою старость. Приоритетом для человека была работа, а не служение Богу. Возможно, мечта о лучшей жизни вскружила ему голову. Но он не стал мечтателем, он остался практичным реалистом (лучше иметь синицу в руках, чем журавля в небе).
После реального исцеления Неман просит Елисея принять подарок, не просто просил, а «принуждал его взять, но он не согласился» (4 Царств 5:16). Гиезию генерал тоже предложил взять больше того, что он попросил. «И упрашивал его» (4 Царств 5:23). И тот взял. Разница между словами «принуждать» и «упрашивать» огромна и результат зависит от позиции человека.
Елисей стоял на своей позиции, он изначально решил не брать дары, а Гиезию неудобно было просить много у человека, стоящего у видимой власти, его просьбу могли и не услышать, поэтому он вначале и отказался от большего, набивая себе цену. Затем сделал «недовольное лицо», вздохнул, «ну, ладно», – сказал в душе и взял то, что ему завернули.
Разница между господином и его слугой в том, что Елисей был с Богом, общался и знал Бога, а Гиезий был с Елисеем, общался и не знал Елисея. Духовно он стоял далеко от пророка, хотя физически был к нему близок.
В результате Елисей получил благословение от Господа, а Гиезий – проклятие от Елисея на него и на потомство. Быть рядом с Богом, еще не значит быть в Боге, понимать Его волю для тебя и исполнять ее, хотя верующий человек всегда к этому стремится.
Наталья Кудряшова
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: