С первых глав Бытия и до последних глав Откровения в Библии много
женских образов.
Ева
В
первых главах книги Бытие описывается как Бог по Своему образу и подобию
сотворил человека – мужчину и женщину. Поэтому женщина по самой сути своего
существа обладает той же духовной природой, что и мужчина, тем же потенциалом
добра или зла и равным достоинством. На нее так же распространялось Божие
благословление. «…И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и
размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами
морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по
земле» (Быт.1:28). Бог одинаково относился к мужчине и женщине, которых Он
создал.
Ева
была помощницей Адама, существом со свободной волей и ответственностью.
Сотворенная из ребра Адама, Ева соответствовала ему и, как жена, была «одной
плотью» со своим мужем. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку
одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18). «Потому
оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна
плоть» (Быт.2:24). Это подтверждает один из основных фактов о мужчине и
женщине – они дополняют друг друга и в какой-то мере неполны порознь.
Адаму
и Еве принадлежала вся земля и все, что наполняло ее, они имели общение с
Богом, слышали Его голос: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от
всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь
от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»
(Быт.16:17). Но змей обольстил Еву, воспользовался естественным желанием быть
похожими на Бога, но при этом предложил ослушаться Его постановления. На самом
деле люди хотя и были сотворены по образу Бога, но они не были равны Ему. А в
тот момент, когда Адам и Ева согрешили, они умерли духовно, общение с Богом
было разрушено, грех разделил человека с Богом.
И
лишь через несколько тысячелетий потомок Евы – Иисус Христос пришел на землю,
чтобы исправить эту ошибку, освободить избранных своих от рабства греха ценой
Своей крестной смерти. Так Ева сыграла двоякую роль в судьбе человечества: с
одной стороны, послужила к падению, открыв через обольщение пагубную дорогу к
греху, страданию и смерти, с другой – стала матерью всех живущих на земле.
Через нее и от нее по плоти пришло благословенное Семя – Спаситель мира Иисус
Христос.
Сарра
Рассказывая
на страницах Библии о Сарре, жене Авраама, Господь дает нам пример хорошей
жены, которая следует за своим мужем, повинуется ему и почитает его. Сарра
высоко ценила своего мужа, потому что видела его ежедневное хождение перед
Богом. Бог воспитывал в Сарре не только веру, но и терпение, проводя через
различные жизненные ситуации. Год за годом Он вел Авраама и Сарру путем
испытания веры. Когда Сарра имела надежду на свою плоть, она не имела веры; но
когда была потеряна всякая надежда на себя, то надеждой ее стал всесильный
Господь. Она поверила Ему и получила обещанное.
Повиновение
Сарры своему мужу – одна из тех черт, благодаря которой она упоминается в Новом
Завете. Апостол Петр, обращаясь к ранней Церкви, призывал женщин развивать в
себе кроткий и молчаливый дух и в качестве примера приводил Сарру: «Так
Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете
добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1Пет.3:6).
Сарра
присоединилась к своему мужу в его вере, благодаря этой вере обрела силу,
необходимую для того, чтобы родить сына и стала одной из тех женщин, которые
вошли в список героев веры, приводимый апостолом Павлом: «Верою и сама Сарра
(будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста
родила, ибо знала, что верен Обещавший» (Евр. 11:11).
Руфь
Женщинам
от природы присуща потребность в красоте и любовь к ней. Воспевание женской
красоты в Библии в книге Песнь песней свидетельствует о любви к физической
красоте, но такая красота прославляется в Библии редко. На страницах Библии мы
видим много примеров, когда женщину ценили не за внешнюю красоту, а за
добродетель и верность, и примером этого является Руфь. «Но Руфь сказала: не
принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и
я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим
народом, и твой Бог – моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена
буду» (Руфь1:16-17).
Пример
Руфи говорит нам о том, как важно каждому христианину находиться в том месте, в
каком Бог желает его видеть, быть верными, добродетельными и в полноте доверять
Богу. Руфь и ее свекровь Ноеминь, являя собой пример нравственной чистоты,
твердой веры и достойной духовной жизни, свидетельствуют нам, что даже в самые
трудные времена Бог действует в сердцах тех, кто преданно служит Ему.
Есфирь
В
Священном Писании в книге Есфирь мы видим пример женщины, у которой красота
лица и стана изумительным образом сочетались с красотой сердца. Есфири Бог
даровал особый дар красоты, и этот дар она употребила с умом и смирением. Скромна
и послушна, и не болтлива (Есф.2:10). Воспитанная в скромности, четности и
послушании, даже попав в царский дворец, она оставалась благочестивой,
смиренной и довольной тем, что у нее есть. Став царицей, женой могущественного
и деспотичного монарха, она оставалась скромной и непритязательной в своих
желаниях и в то же время была благодарна и предана своему воспитателю Мардохею,
который заменил ей отца и мать.
Есфирь
предстает перед нами как женщина самоотверженная и решительная. Она приняла на
себя все презрение и ненависть, представляя свой народ перед царем. Она
заступается за угнетенных, даже если это будет стоить ей жизни. «И сказала
Есфирь в ответ Мардохею: пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и
поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я со
служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против
закона, и если погибнуть – погибну» (Есф. 4:15,16). Она пыталась повлиять
на царя, чтобы спасти свой народ. И продолжала Есфирь говорить пред царем и
пала к ногам его и плакала и умоляла его отвратить злобу Амана и замысел его…«ибо
как я могу видеть бедствие, которое постигнет народ мой, и как я могу видеть
погибель родных моих?» (Есф.8:3-6).
В
чем секрет победы Есфири? Пост и молитва – вот с чего начала она дело спасения
народа Божиего. Есфирь горячо любила Бога и Его народ. Это был и ее народ. И
эту любовь Есфирь доказала на деле, встала на защиту своего народа и стала
орудием Божиим в спасении евреев.
Мария
– мать Иисуса
Образец
благочестивой и преданной женщины дает нам Священное Писание, рассказывая о
Марии из Назарета, Матери Иисуса. Она – единственная из женщин Библии,
названная «Благодатной» (Лк.1:28). А это означает –
облагодетельствованной, благословенной Богом.
Мария
– наиболее благословенная между женами. Каждая женщина в Иудее мечтала стать
матерью долгожданного Мессии. Господь избрал Марию – смиренную и богобоязненную
девушку. Мария для нас пример полного послушания и доверия Богу. На ее
необыкновенное смирение, чистоту помыслов и призрел Господь. Мария подчинилась
полностью Божией воле и поверила Его вести. Она с готовностью приняла и честь,
и трудности, которые сопряжены с тем, чтобы быть матерью святого ребенка.
Мария
– образец смирения, кротости, как и ее Божественный Сын. Она сознает свою
немощь и чувствует себя недостойной, только благодарит Бога и с благоговением
преклоняется перед ним. Сын, которого она должна родить, будет и для нее
Спасителем. Несмотря на свое преимущество, которое выпало на ее долю, она
чувствует себя грешницей, нуждающейся в Искупителе. Мать Господа изображена в
Писании как нежная, смиренная и любящая мать, но вместе с тем все-таки только
женщина и только человек. Мария «сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк.2:51),
когда увидела Своего юного Сына в храме и услышала Его мудрые речи, и когда
Мария продолжает следовать за Христом до подножия креста, потом – до гробницы,
и наконец – до горницы после вознесения Она уже не просто мать, она – ученица.
Библейские
образы хороших жен, которые любили Господа и во всех обстоятельствах были верны
Ему, оттеняют образы жен плохих. Таковы Агарь, жена Лота, Далида, жена
Потифара, Мелхола, Иродиада, Сапфира, Иезавель. Худшая из жен в Библии –
Иезавель. Эта женщина использовала царя Ахава, чтобы простирать свою власть и растление
на народ Божий, ввергла свою страну и своего мужа в поклонение иноземным богам.
Имя Иезавель стало синонимом зла.
Это
лишь некоторые женские образы, о которых рассказывается на страницах Священного
писания. Одни прошли свой жизненный путь достойно и богоугодно, другие
отобразили лишь самые низкие стороны человеческой греховной природы. Женщин,
библейский образ которых мы видим в Писании, отличает одну от другой не их
общественное положение, не то, что одна была богата, как царица Савская, а
другая бедна, как вдова во дни Иисуса, или то, что одна стояла во главе
общества, как Девора, а другая была в пренебрежении, как самарянка.
Тайна их
счастья не заключалась в том, были ли они замужем, имели ли детей или были
бездетными. Существенное различие между этими женщинами состоит в том, знали
они Бога или нет. Перед каждой из них вставал вопрос: «Какое место занимает
Господь в твоей жизни?». От ответа на него зависело ее счастье, ее полезность и
поступки.
Мы с вами, дорогие читатели, живем в одно время, но все
имеем различные условия жизни, различные занятия, занимаем разное положение в
обществе. Но одно только важно для Бога – наше сердце и наша вера в Него. Если
Он занимает правильное место в нашей жизни, то она особенным образом становится
интересной и полезной и для Бога и для общества. Но если Господь отсутствует в
нашей жизни или занимает не то место, которое по праву Ему должно принадлежать,
то жизнь будет бесцельной и не имеющей надежды на будущее.
Любовь КОРОЛЕВА
Церковь
Благодати, г.Кирово-Чепецк
Использованы
материалы
книги Пегги Масгроу «Женщины в Библии».
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: