29 мая 2022 г.

Послание к ФИЛИМОНУ святого апостола Павла

 

Послание к Филимону во многих отношениях уникально. Это самое короткое из богодухновенных посланий Павла, и из посланий, написанных в темнице, только оно адресовано конкретному человеку. И пусть по части богословских истин в нем нет таких высот, как в других посланиях (Колоссянам, Филиппийцам и Ефесянам), зато рассматриваемая здесь проблема жизненно важна с практической точки зрения. 

Павел утверждает, что все христиане должны прощать друг друга и применяет эту истину к конкретной ситуации.Послание к Филимону было написано из Рима, во время первого заключения Павла.

Филимон пришел к спасительной вере в Иисуса Христа за несколько лет до написания послания – вероятно, во время служения Павла в ефесской церкви. Это был выдающийся член колосской церкви. Филимон был богатым человеком и имел достаточно большой дом, чтобы колосская церковь могла там собираться. Очевидно, что он активно работал для дела Христа, так как Павел называет его своим «сотрудником» (Филим.1:1). 

Кроме того, он имел, по меньшей мере, одного раба, человека по имени Онисим. Не будучи еще христианином, Онисим убежал от хозяина в Рим. Скорее всего, в многонаселенной имперской столице он рассчитывал затеряться в людской массе. В Риме, при неизвестных нам обстоятельствах, он встретил апостола Павла, и с этого момента его жизнь кардинально изменилась, потому что, благодаря этому великому проповеднику, он принял Иисуса Христа.

Онисим быстро привязался к апостолу. Он начал жить в соответствии со своим именем (Онисим значит «полезный»), помогая Павлу. Павел с радостью оставил бы его при себе, чтобы тот продолжал помогать ему. Но нужно было уладить одно дело. Как беглый раб, Онисим считался преступником. Убежав, он нанес ущерб своему хозяину Филимону, перестав служить ему. К тому же, перед побегом он украл у Филимона деньги. Павел знал, что нужно было наладить отношения между Филимоном и Онисимом. Онисиму следовало вернуться к своему хозяину, получить его прощение и наладить отношения с ним.

«Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа; прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его; ты же прими его, как моё сердце. Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твоё было не вынужденно, а добровольно. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе. Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня. Если же он чем обидел тебя или должен, считай это на мне. Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу» ( Филим.1:8-19).

Посылать Онисима обратно одного было опасно: его могли поймать бдительные охотники за беглыми рабами. Удачная возможность для его возвращения представилась, когда Павел завершил свои послания к колоссянам и ефесянам. Тихик должен был доставить эти послания, и Онисим мог вернуться в Колоссы вместе с ним, не подвергаясь опасности.

Для Павла возвращение Онисима к хозяину было жертвой, а для Онисима – большим риском. Римский закон... практически никак не ограничивал власть хозяина над рабом. Жить Онисиму или умереть – это зависело исключительно от Филимона, а рабов регулярно распинали и за меньшие преступления. То, что Онисим был готов понести наказание, свидетельствует об искренности его веры.

Павел не просто отправил Онисима обратно к Филимону под защитой Тихика, но и написал Филимону письмо. В нем он просит Филимона простить Онисима и принять его как нового брата во Христе. Павел призывает Филимона применить на практике принцип, которому учит: «но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4:32); и относиться к Онисиму так, как к нему отнесся Христос.

Послание посвящено проблеме рабства в христианской церкви. Здесь нет речи об осуждении. Апостол рассматривает ситуацию, как она есть. Он считает само собой разумеющимся, что Филимон имеет право владеть Онисимом, и не оспаривает этого. Но важно, что Павел буквально двумя словами переводит отношения между хозяином и рабом на другой уровень. Онисим возвращается уже не как раб, а как возлюбленный брат.

Послание к Филимону можно рассматривать как Евангелие в миниатюре на основании трех основных выводов.

1. Евангелие дает нам путь смирения и честности (на примере раба Онисима). Нам очень непросто признавать свои грехи, часто мы пытаемся спрятаться, убежать. Но от Бога не скрыться, а при искреннем покаянии и смирении Господь прощает нас и дает свободу от рабства греха.

2. Евангелие ведет нас путем миротворства и жертвенности. Так поступил апостол Павел, отпуская Онисима для примирения с Филимоном. Он был готов заплатить определенную цену за это примирение.

3. Евангелие учит нас идти путем прощения, примирения и милости, призывает нас восстанавливать отношения, потому что Христос простил нас и продолжает прощать и принимать нас.

Ведет рубрику Любовь Королева, 
используя различные 
богословские источники

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: