В городе можно увидеть автомобили с наклеенными на них рыбками, которые символизируют принадлежность к христианству. Но почему символом христианства сначала стала рыбка, а не крест, ведь крест вполне очевидный и признанный всеми христианскими конфессиями символ. Но когда, где и как появилась рыбка?
Почему же именно рыба стала символом для первых христиан. Иисус был сыном плотника, никакого отношения к рыболовству или морю Он не имел. Но вот Его первые последователи, ученики, как раз были рыбаками. «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф.4:18-19). Для них были понятны примеры, связанные с рыбой, сетями, лодками.
Дальнейшее служение Иисуса часто проходило на берегу Галилейского моря, чудеса так или иначе были связаны с морем, сетями и рыбой. «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки» (Лк.5:1-3).
И самое яркое чудо связано именно с рыбой, точнее с двумя рыбками, которые смогли насытить множество людей, слушающих слово Иисуса. «Отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте. Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?» (Лк.9:12-13). Все три года служения Иисуса были в какой-то степени связаны с рыбой, и даже налоги оплатить помогла рыба. «Но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми, и, открыв у ней рот, найдёшь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя» (Мф.17:24-27).
Все свое служение Иисус так или иначе сталкивался с рыбаками, рыбой, морем, лодками, сетями и другими рыболовными атрибутами. После своего воскресения, когда ученики потеряли веру и смысл двигаться дальше в проповеди благой вести, они заново встречаются с Господом Иисусом на берегу моря. Как они там оказались? Они были рыбаками. Этим ремеслом они зарабатывали себе на жизнь. Поэтому, потеряв смысл служения, они вернулись к своим привычным занятиям.
Но Иисус возвращает их в служение, разделяя с ними простую ежедневную трапезу. «А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы» (Ин.21:4-13).
Вернув Своих учеников в служение, Иисус называет их ловцами человеков, а Царствие Небесное уподобляет неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода. «Ещё: подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон» (Мф.13:47-48).
Уже после вознесения Иисуса церковь начала делать свои первые уверенные шаги в проповеди Евангелия и вспоминать жизнь и учение Иисуса Христа. «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Дн.11:26).
Римские власти недолго смотрели на распространение и укрепление церкви, после чего началось сильнейшее притеснение последователей нового учения. В жизни первых христиан изображение и упоминание Христа стало опасным по причине гонений, и люди начали создавать различные символические коды. Чтобы опознать в незнакомом человеке своего единоверца, один христианин выводил на земле дугу и ждал, завершит ли незнакомец его рисунок. И если тот выводил вторую дугу, образуя знак рыбы, они понимали, что оба исповедуют христианство и могут не опасаться друг друга.
Новый Завет был написан на греческом языке, а греческое слово «рыба» – «ихтис» представляет собой аббревиатуру фразы «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Тем самым символ «рыба» стал тесно связан с Иисусом Христом как зашифрованное послание, использовавшееся в течение пары сотен лет. Изображение рыбы служило для посвящённых людей указателями к месту нахождения церкви, которая перестала конспирироваться после 313 года, когда император Константин возвестил о принятии христианства в качестве государственной религии. В ранний период рыба являлась и частью украшения храмов, а до нательных крестов христиане носили перламутровых или каменных рыбок.
Затем долгое время рыбка отошла на второй план, освободив законное место кресту – символу христианства. Однако новая жизнь рыбки в привычном для современных христиан понимании началась в 1970-е годы 20 века. Схематическое изображение «рыбы Иисуса» стало популярным символом среди молодых христиан – протестантов и католиков. Его часто вешали на бамперы машин и использовали в качестве нательного украшения.
Конечно, в момент легализации христианства и вывода его из тени, официальным символом становится крест Христов. Только через него человек может прийти в Небесное Царство, а также через покаяние и признание распятия и воскресения Иисуса Христа человек получает прощение и жизнь вечную.
Не было бы креста, не было бы и воскресения, не было бы Пасхи, искупления души человека. Крест стал символом христиан всех времен и народов, но и символичное значение рыбки не забылось и не потерялось в веках, пережив новое возрождение, и в 21 веке рыбка не утратила своей актуальности и значимости как символ принадлежности к христианству.
Наталья Кудряшова
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: