«Хочешь мира – готовься к войне». Этой избитой формулой, современные политики разных стран оправдывают любое, военное вторжение на территорию других государств, наращивание гонки вооружений, военного присутствия и т.п. действий. Война настолько плотно вошла в нашу жизнь, что трудно отделить ее от повседневности.
Французский писатель Роже Пейрефит как-то точно подметил, что никогда не знаешь, в какое время живешь: все еще послевоенное или уже предвоенное. Война повсюду, она была, есть, и к сожалению будет. Ее масштабы и география поражают воображение. Она и на газетных страницах печатных изданий, и в сводках ежедневных новостей, на дорогах и в кабинетах, в школах и в семьях, в фильмах и книгах.
«Войне все возрасты покорны», так можно перефразировать известное выражение. Воюют все: молодые и старые, отцы и дети, мужья и жены, политики и бизнесмены. Война сегодня приобретает новые, незнакомые ранее формы и краски, формируя и окрашивая в свой черно-красный цвет, и без того небогатую радостными и яркими цветами картину нашей жизни.
Без военной или криминальной составляющей, сегодня уже сложно представить современный кинематограф. Если не будет конфликта, войны, оружия, драки, ссоры, разборок и погони, то не о чем будет писать, нечего будет снимать, не о чем будет говорить и спорить. Война уже стала привычным зрелищем, постоянным спутником человека, и по большому счету, уже становится для многих людей образом жизни в жестких, современных реалиях.
Сегодня люди учатся не жить, а выживать, не любить, а противостоять, не прощать, а нападать, не понимать другого, но побеждать, не взирая на средства. Современные дети сегодня пугают как своих родителей, так и школьных педагогов, которые не в силах объяснить эту внутреннюю агрессию, в плену которой находятся сегодняшние подростки. Агрессия и ксенофобия большой части современной молодежи выплескиваются в наш мир в виде песен, призывающих к насилию, в шовинистических настроениях, в мышлении толпы, в котором понятия «любовь и дружба», становятся ненужными архаизмами, над которыми можно лишь посмеяться.
Во всех этих войнах видна вражда, которая стала производным от безбожия в человеческом сердце. В поисках виноватых в военных конфликтах, исследователи и историки пролистывают вековые архивы и переписывают историю, но ответ лежит на поверхности: мы сами виновны в этом глобальном конфликте, потому что живем так, как будто Бога нет.
И последствия не заставляют себя ждать: разруха, ненависть, страх, потерянные отношения, поломанные судьбы, отсутствие стабильности, смерть и хаос. И как бы ни старались политики и дипломаты примирить враждующие стороны с помощью всевозможных дипломатических операций, вражда, одетая в камуфляж, с оружием в руках, выходит победителем. Заретушированные, но не решенные внутренние конфликты с самим собой, гипертрофированный эгоцентризм и сугубо материальный взгляд на жизнь, разрушают или не дают сформироваться в человеке тому миру, по которому так скучает человеческая душа.
Но чем сильнее агрессия, чем больше войн происходит на планете, тем более желанным становится состояние мира. Многие люди в такой жесткой реальности выбирают окопную жизнь, как возможность укрыться от войны, проблем и разочарования.
Но жизнь в окопах порождает узость мышления, подозрения, т.к. твой взор постоянно направлен на врага, или на твоих, таких же окопных обитателей. Нужно выйти из окопов. В них хорошо укрываться; из окопов хорошо стрелять, но в них нельзя жить. Из окопов мы видим только врагов. Жизнь в футляре не способна творить активный мир, который был бы способен адекватно отвечать на современные вызовы и противостоять собственной, внутренней агрессии. Укрыться в собою же вырытых окопах от настоящей жизни невозможно, из них приходится выходить и строить свою жизнь на поверхности.
Творение мира, как состояния отсутствия активных военных действий, стало сегодня задачей №1 практически для всех миротворческих миссий. Сегодня мы уже кое-что знаем о таких «миротворцах». Это политики и военные, бизнесмены и звезды кино – все они говорят о мире, но мира как не было, так и нет!
Методы достижения мира на земле сегодня выбираются подчас такие, что трудно отличить их от агрессивных военных действий; все так же гибнут люди, но уже «во имя мира и демократии». Но нам так нужен мир, что это желание трудно переоценить. Мы хотим быть в мире в своей семье, с самими собой, с друзьями наконец.
Но основная нужда человека – это мир с Богом, Которого мы порой не замечаем, проходя по этой жизни играючи, следуя сугубо своим маршрутам. Поэтому и не получается у людей хранить и восстанавливать мир между государствами, в обществе, в семьях, потому что нет мира с Создателем.
Горькая правда в том, что зло гнездится в сердцах самих миротворцев, они сами заражены этим вирусом вражды, от которого пытаются освободить других людей. Мы не можем уладить порой даже самые незначительные конфликты, потому что не решен конфликт глобальный, между святым Богом и падшим человеком.
Люди – несостоятельные миротворцы, для этой миссии нужен кто-то больший, чем исковерканный грехом, слабый человек. Но для этого нужно осознать эту нужду самому. Необходимо понять, что ты нуждаешься именно в этом.
Любой врач скажет вам, что очень трудно, почти невозможно вылечить человека, если у того нет жажды жизни, настроя на выздоровление, желания встать на ноги. И сегодня, в век «Большой нелюбви» мы не можем игнорировать, стараясь не замечать нашей болезни – вражды с Богом. Именно поэтому мы так и не научились проявлять любовь и понимание к своим близким, но готовы порой любить весь мир.
У восточных мистиков есть шкала градации любви, которую они назвали «5 остановок любви». Первая остановка самая легкая, нужно просто любить себя. Вторая тоже не очень сложная, нужно любить своих близких. Третья, уже бросает вызов человеку, т.к. любить (активно проявлять любовь в действии) уже нужно нейтрального, незнакомого быть может человека, от которого не получите пользы, корысти и иной выгоды. После этого черед четвертой, самой пожалуй сложной остановки – любить врага, человека, осознанно делающего тебе зло. И завершается это путешествие пятой остановкой – любить весь мир.
Как вы думаете, на каких остановках мы обычно разбиваем шатры и останавливаемся навсегда, забыв о цели пути? Конечно же: на первой, второй и пятой. Потому как любить себя естественно; своих близких не сложно, а весь мир легко, т.к. это нам ничего практически не стоит. Я бы назвал еще одну остановку, которая является гарантом того, что мы будем способны преодолеть столь сложный путь как наша жизнь – любить Бога. А для этого нужно с Ним примириться.
Интересно, что чтобы прийти к осознанию того, что ты нуждаешься в мире с Богом, порой приходится все потерять, что для тебя ценно, чтобы приобрести это знание. Ричард Вурбранд, румынский пастор, просидевший в советских лагерях за свою веру огромное количество лет, заявляет об этом в своей книге "Христос спускается с нами в тюремный ад". Вот что он пишет: «…эту комнату назвали «камерой смерти», поскольку еще никто не покинул ее живым. В ней я пролежал тридцать месяцев. За это время там умирали косяками, и их место занимали другие. Но вот что важно и достойно внимания: никто из них не умер атеистом. Фашисты, коммунисты, святые, убийцы, воры, священники, богатые помещики и самые бедные из всех нищих были битком набиты в маленькой камере. Но ни один из них не умер, не примирившись прежде с Богом, затем с людьми. Многие поступали в комнату номер 4 будучи убежденными в том, что Бога нет. Но я видел, как неверие их рушилось перед лицом смерти». Поэтому нам нужен Примиритель, тот, кто сможет вложить нашу руку в руку Творца. Такой посредник должен обладать необходимыми качествами:
- Любовью к обеим сторонам конфликта;
- Пониманием обоснованных позиций обеих сторон
- Иметь авторитет у обеих сторон конфликта;
- Должен обладать знанием выхода из создавшейся ситуации
- Настойчивостью и жертвенностью при улаживании конфликта
И все это есть в Иисусе Христе. Он – наш мир, без которого наша жизнь лишена смысла и надежды. И если ты хочешь иметь мир в своей семье, примирись прежде с Тем, Кто дал ее тебе, с Богом. Что нужно для этого:
- Добрая воля, желание и осознание нужды в мире;
- Тот, кто сделает первый шаг к примирению;
- Готовность жертвовать личными интересами и амбициями, ради достижения мира;
- Посредник, заинтересованное лицо, не участвующее в конфликте.
Мир – это возможно. Это не просто, но это возможно. Бог сделал все для этого на Голгофском кресте. И с той поры люди делятся на две категории: те, которые ищут примирения и
те, кто ожесточив сердце, пытается оправдать, объяснить свою вражду. И как при сочетании молодых в церкви, священник соединяет две руки, жениха и невесты, как бы соединяя их в одно целое, так и Бог, в Иисусе Христе соединяет примиряющегося человека с Богом.
Примирение – это прекращение вражды, искупление, оправдание и возрождение. Это право на небесное гражданство и жизнь с новым сердцем. Примирение – это не формальный акт, не слова, но действие. Посмотрите на «формальный мир» супругов, которые не ругаются, но и не разговаривают друг с другом – это не мир, а лишь жалкая попытка удержать себя от активного проявления вражды. Формальное примирение Израиля и Палестины в наше время, не принесло ни одного дня настоящего мира, оно было лишь на бумаге, но стало ли от этого меньше боли у тех, кто на этой войне теряет своих близких?! Нет! Так и традиционное «примирение» лишь на словах, не несет в себе мира с Богом, не может исцелить и дать покой неприкаянной душе.
Примирение - это новый акт творения в Иисусе. Примирившийся с Богом человек, несет с собою мир, данный ему Богом: в благовестии, в труде, в служении, в любви к Богу и к людям. Примирившийся с Богом человек, живет в мире и ищет мира для других; само понятие вражды чуждо для него. Примирение всегда несет с собой любовь. И поэтому, сегодня, в преддверии Пасхи, когда мы будем отмечать Воскресение Иисуса Христа, праздновать нашу Надежду, искать мира с людьми, хочется думать, что мы всегда помним о Том, с Кем примирил нас Христос, и просто, но искренно поблагодарим Его за Его любовь и терпение к нам.
Душаков Евгений, 04.04.2008