14 апреля 2012 г.

Попроси прощения

Бывало ли у Вас, когда Вы ошибались и ошибались серьезно? Были убеждены в своей правоте, спорили, доказывали и почти убедили... а потом вдруг понимали, что не правы.

Не знаю, как у Вас, но у меня так было. Самое неприятное, когда это происходит публично, а еще болезненней, когда мы делаем глупости с серьезным видом и умным лицом.

Как-то осенью 2007 года я прочитал в одной христианской книге весьма интересную историю про женщину, пришедшую к врачу делать аборт: «Ее муж имел заболевание, передаваемое половым путем. Они уже родили четырех детей. Старший ребенок родился слепым. Второй умер. Третий – был глухой и немой. Четвертый, так же как и его мать, был болен туберкулезом. Доктор дал ей совсем небольшую надежду, что пятый ребенок будет здоров…»

Далее следовал вопрос и красивая развязка: «Если бы вы были доктором, вы бы согласились сделать аборт? ... Если да, то вы бы убили… Бетховена!»

История так тронула меня, что я опубликовал ее в своем блоге, а также разместил в паре групп Живого Журнала (самой популярной в то время соц. сети). Кто-то благодарил, а кто-то написал, что история давно известна, и гуляет везде по сети.

Но один комментарий был очень резким. Субординацией и не пахло: «Скажите, а почему вы так легко верите в любую ерунду, не трудитесь проверять факты и вываливаете чужие фантазии на всеобщее обозрение под видом непреложной истины?».

Во мне пробудился «праведный» гнев: «Что? Это мне? Это я верю в любую ерунду?»

Посмотрев в блог писавшего, я обнаружил, что это был молодой человек, атеист по убеждениям. Причем атеист агрессивный, активно сражающийся со всякой верой в Бога.

Я тут же попытался, как мог, разобраться с родословием Бетховена, и дал свою версию обоснования той истории. В довесок, я строго ответил тому безбожнику, обличив его в неверии и атеизме.

У меня не было сомнений, что я прав.
Но не прошло и часа, как он присылает мне ответ: «А вот, что было на самом деле...» и аргументированно доказывает мою неправоту. При этом сообщает все имена братьев Людвига ван Бетховена, года их рождения и другие детали...


Это был позор. Меня «припер к стене» какой-то дерзкий молодой человек, и притом атеист.

Оказываясь в такой ситуации, хотелось сказать: «Я все равно прав, потому что я спасен, а ты идешь в ад!!» Но я был не прав. Дискуссия была публичной, и отступать было не куда.

Я написал: «... вы действительно оказались правы, по крайней мере, что пятым ребенком он никак не мог быть... Приношу свои извинения за ошибочную информацию и жесткие слова! В части пятого ребенка я действительно поторопился с цитированием непроверенных источников. Впредь буду более внимателен к информации. Приятно иметь дело с серьезными оппонентами!” .

Просить прощения и при том публично было не просто, но это был правильный путь, потому что начало исправления ошибок – их признание.
Это касается не только ошибок, но и проступков, грехов. Писание говорит: «Все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак.3:2).

Кто-то может подумать, что слова противоречат сказанному ап. Иоанном: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему” (1 Иоан.5:18).  Но это не так!

Просто Иаков говорит о прегрешениях и проступках, а Иоанн говорит об образе жизни: рожденный от Бога не избирает грех, как норму своего существования, грех не его стиль жизни.

Но может ли рожденный свыше согрешить? Конечно! Тот же Иоанн говорит: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан.1:9).

В таком случае, если христианин  может ошибаться и даже согрешить, каким же образом сохранить себя это этого? Таких гарантий никто не дает, и даже наоборот, написано: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор.10:12).

Если жить благочестиво, искать Божью мудрость, ходить в страхе Господнем, жить в вере и любви, следить за своими словами и мыслями, то можно минимизировать риск. Но все равно останется вероятность, что мы можем неумышленно согрешить!

Как же быть?

Есть одна важная вещь, которая способна помочь нам держаться правильного курса – умение признавать ошибки, причем не вынужденно, как бы сквозь зубы, а смиренно и даже, если надо, публично.
Соломон сказал: «семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель» (Пр.24:16).  Человек, любящий Бога, имеет важную отличительную черту – он ПОДНИМАЕТСЯ, если упал. Ради этого, он готов каяться, признавать вину, смиряться, просить прощения, терпеть наказание, позор и даже унижение.

Давид был готов терпеть унижения от Семея, лишь бы обрести восстановление отношений с Богом (2 Цар.16:10-12).

И наоборот, согрешившему Саулу репутация в обществе была важней, чем доброе имя перед Богом! «Я согрешил, но почти меня ныне пред старейшинами народа моего и пред Израилем и воротись со мною, и я поклонюсь Господу Богу твоему» (1 Цар.15:30).

Для нас, христиан, порой кажется, что признания вины перед Богом вполне достаточно, чтобы получить прощение и очищение. Это не совсем так.

Конечно, приходя впервые ко Христу с покаянием, мы раскаиваемся в своих грехах, и где бы это ни произошло – в тайной комнате, на публичном богослужении или на больничной койке – получаем прощение по Божьей благодати.

Но как быть, когда мы неправы перед людьми? Разве достаточно внутреннего понимания вины и тайных слов покаяния перед Богом? Разве обидев кого-то, можно попросить прощение у Бога, а того человека только уведомить: «Ты все на меня обижаешься? Зря. Бог-то мне уже давно все простил!»?

Согрешив против человека, правильно будет признать свою неправоту и перед ним, и перед Богом. Это непросто. Плоть хочет дистанцироваться от того, против кого мы поступили нечестиво. Но действовать надо ей вопреки: чувствуя вину перед Богом, не от Господа надо бежать, а к Нему; обидев человека, надо не внутренне сожалеть о проступке, а элементарно попросить прощения.

Я видел людей, которым было стыдно за свои поступки настолько, что они не хотели идти в церковь, но как раз именно это и нужно было делать: бежать в собрание детей Божьих!

Иуда Искариот признал свой грех перед фарисеями, но не покаялся перед Господом, а после пошел и совершил другой грех, наложив на себя руки. Петр же, согрешив, поступил совершенно иначе! По воскресении, он искал возможности встретиться с Иисусом: бежал в пустой гроб, плыл к Нему из лодки, чтобы только смиренно сказать: «Так Господи, люблю тебя!».

Если бы все люди, когда оказывались неправы перед ближним или незаслуженно конфликтовали с кем-либо, были способны признать свою вину, подойти и смиренно извиниться, то трудно себе представить, сколько семей могло быть спасено, сколько друзей сохранили бы отношения, и много верующих осталось бы в своих церквях.

Умение говорить о своей не правоте – потрясающее качество!

Мы призваны прощать, чтобы не держать злость, ненависть и обиду в своем сердце, но еще более важно помнить, что нам надо быть легкими на подъем, чтобы извиняться и просить прощения.

Вот несколько мыслей на эту тему:

1) Если мы согрешили публично, то и признавать вину следует публично, если согрешили против определенного человека,  то и просить прощения надо у него. Согрешив только перед Богом у Бога и нужно просить прощения (кроме определенных случаев).

2) Что это за случаи? Бывает, когда приватный грех настолько серьезен, что в сердце нет уверенности, что он побежден и прощение получено. Или человек постоянно грешит и кается, и не может самостоятельно победить порок. В таких случаях, часто, нужна помощь кого-либо из служителей, кто бы мог выслушать исповедь, помолиться, вдохновить и наставить, как жить святой жизнью. Не священнослужитель прощает грехи, а Бог. Но Божий человек мог бы эффективно послужить Словом, молитвой и советом.

3) Самый опрометчивый проступок – идти и делиться своими тайными проблемами со сплетником или человеком, которым движет скорее плотское любопытство к частной чужой жизни, а не сострадание и любовь. Также совсем не обязательно о всех своих тайных грехах рассказывать толпе – не всегда это будет верно понято. Исключением являются грехи и ошибки, которые были совершены перед всеми и в глазах всех. В таком случае, тайно исповедоваться в чьи-то уши - по меньшей мере, не мудро.

4) Признание греха или ошибки не должно быть вынужденным. Настоящее покаяние всегда добровольно – в этом заключается акт нашего смирения.  Ахан признал свою вину, но это было вынужденно, и потому являлось не покаянием, а скорее поимкой с поличным  (Иис.Н.7:20) .

5) Нельзя одновременно раскаиваться и обвинять («Я неправ, но это все из-за тебя»). Даже если другой человек тоже неправ, все-таки покаяние связано с нашим стремлением освободиться от вины и греха. К примеру, я признал свою неправоту перед  атеистом, что спорил с ним по поводу Бетховена, хотя он в вопросе своего безбожия был не прав. Мне пришлось обозначить, что в вопросе веры я остаюсь при своем мнении. Но моя ошибка была очевидна, а потому я не стал «клевать» его за убеждения, и попросил прощения за свой прокол.

6) Слова «Извиняюсь» далеки от покаяния. «Кормлюсь», «питаюсь», «греюсь» отличаются от «кормлю», «питаю» и «грею» тем, что действие человек направляет в отношении себя – себя он кормит, питает и греет. Поэтому «извиняюсь» звучат как-бы таким образом: «Имей в виду, я сам себя простил и извинил».

Вместо этого лучше говорить: «Простите меня, пожалуйста», «Я сожалею о соделанном», «Извините, пожалуйста» или «Я не прав».

7) Не важно, как к нашему покаянию отнесется тот, в отношении кого мы были не правы. Часто людям бывает трудно прощать. Неправильно, не получив прощения от человека, закусывать удила: «Ах, так! Ты не прощаешь? Тогда я беру свои слова обратно...» и по-новому разжигать конфликт. Мы делаем должное перед Богом не зависимо от встречных действий людей!

Мы призваны раскаиваться и признавать свою неправоту не по причине, что это найдет благоволение людей, а только потому, что это правильно перед Богом и Писание говорит об этом: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16).

Я уверен, что научившись открыто просить прощения и признавать свою неправоту, мы сохраним свои сердца в чистоте и смирении. Это актуально новообращенным и пасторам, пожилым и молодым, мужьям и женам, родителям и детям.

Слава Господу за Его милосердие, долготерпение и любовь, что даже если мы ошибаемся и падаем, Он всегда хочет поднять нас, исправить и научить. Благодаря Его любви даже самые серьезные наши промахи превращаются в жизненные уроки, которые позволяют нам становится другими и больше не повторять сделанных ошибок. Держитесь всегда Господа, Елизавета Душакова!

Мы с Мариной будем молиться, чтобы Господь дал Вам всегда стоять в вере и святости, и сохранил от всякого зла.
Очень хотел написать письмо к пятнице, и даже многим обещал это сделать, но не успел. Простите! (И  вместо того, чтобы написать мне о том, что вы меня прощаете, возьмите и потратьте время, чтобы попросить прощения у кого-то, возможно, перед кем Вы были неправы! А если все замечательно, то слава Богу! Пусть и дальше будет так!).

Да поможет Вам Господь!

С уважением,
Денис Подорожный   http://domnaskale.org/mail

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: