7 января 2013 г.

Когда же родился Иисус?


Евреи и Рождество.  Соединимо ли это? Говорят, что в Нью-Йорке, по мере приближения к календарной Хануке и Рождеству, люди политкорректно поздравляют друг друга обобщённым – «С праздниками!». Ну, чтобы не «обидеть» поздравляемого, чтобы вдруг, ненароком, с Рождеством не поздравить еврея, а с Ханукой – католического христианина.

Вместе с этим, надо сказать, что древние евреи не праздновали дни рождения. 

Известны даты смерти многих знаменитых евреев, приблизительные годы их жизни (и то не всегда), но чтобы даты рождения… Важно то, как человек прожил жизнь, а не когда он родился. Не об этом ли пишет Екклесиаст  (7:1) «Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рожденья» и также говорит Иов (5:7) «Но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх»?

Писание не приводит нам дату рождения Иисуса, а по-еврейски Его имя – Иешуа. Тогда почему христиане празднуют этот день 25 декабря? Всегда ли так праздновали Рождество?

В первые годы после распятия и воскресения Христа из мертвых все верующие в Него были евреями, и мы не находим в Библии, чтобы кто-то праздновал свой день рождения, кроме царя Ирода. Все праздновали только праздники, указанные в Торе. А в отношении поклонения Господу они предпочитали не празднование дня Его рождения, а ежедневное распространение Его учения (Деян.Ап.5:42).

В языческом мире празднование дней рождения было широко распространено, поэтому когда вероучение Бога Израиля начало выходить за пределы земли обетованной, то попытки выяснить, когда же родился Иисус, привели к празднованию Его дня рождения. 

Правда, мнения на счет даты рождения Христа до определенного времени были очень разными. Известны случаи празднования в первых числах января, в конце апреля, в конце сентября. По разным данным (с 337 или 354 года) Рождество начали праздновать в Риме именно 25 декабря. Почему именно в эту дату?

По мере распространения Евангелия в нееврейский мир, многие служители, для уменьшения сопротивления со стороны обращаемого населения, придавали местным языческим обычаям «христианский» характер. 

В Римской империи III и IV веков очень популярным был культ Митры, непобедимого Солнца, которое каждый день как бы воскресает заново. С древних времен математиками и астрономами было высчитано, что в последних числах декабря день начинает расти,  солнце как бы пробуждает природу к жизни. 

Митра у европейских язычников – это бог победы, культовым днем поклонения ему считали 25 декабря, поэтому Ефесский Вселенский Собор 431 года, угождая толпе, а не Богу, окончательно утвердил 25 декабря как дату празднования Рождества.

В Х веке праздник Рождества вместе с христианством пришел на Русь, где он слился с восточно-славянскими народными сезонными празднованиями духов-предков, так называемые «святки». Святочные пережитки сохранились до сих пор в виде ворожбы, гаданий и ряженых калядок.

Лука в Евангелии (1:5) говорит, что Захария был священником из Авией череды, именно тогда он получил свидетельство Ангела Гавриила о рождении сына Иоанна Крестителя.

Было 24 череды в году – это по 15 дней служения каждой череды в Иерусалимском Храме. В 1-ой Паралипоменон 24:10 написано, что очередь рода Авии была восьмой по счету. Первым месяцем года был нисан. Значит, служение Захарии выпало на вторую половину месяца тамуз (середина-конец июля). 

Елизавета забеременела сразу после окончания служения Захарии в начале месяца ав (конец июля-начало августа) (Лук.1:23-24). Если отсчитать отсюда 9 месяцев, то получится, что Иоанн-Креститель родился где-то в конце авива (нисана), то есть в середине апреля. Отсчитаем отсюда чуть больше пяти месяцев (Лука пишет, что ангел посетил Мириам (Марию), когда Елизавета была на 6-м месяце – (ст.36), и получится… Иешуа родился в середине месяца тишри, то есть где-то с середины сентября по начало октября. Попробуем проанализировать еще некоторые факты, взятые из Писания. Сможем ли мы найти информацию о времени года, когда родился Иешуа?

Читаем у Луки 2:8 – «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего». Сезон дождей в Израиле обычно длится с конца ноября и по начало апреля. Иногда бывает и снег. Хотя, бывают и годы засухи. Но в это время пастухи не оставались со своим стадом в поле. На ночь животных угоняли в загон, а сами пастухи ночевали где-нибудь под крышей.

Если же ангел, возвестивший им о рождении Иешуа, застал их в поле, то можно предположить, что все это происходило в период с апреля по ноябрь, но никак не в конце декабря. У Луки написано, что зачатие и, соответственно, рождение Иешуа произошло через полгода после Иоанна Крестителя. Древняя коптская церковь в Александрии праздновала рождение Иоанна 23 апреля. Добавим 6 месяцев и получим 23 октября. Это приблизительно.

В общем, возникает много вопросов. И почему же Бог в Библии не считает нужным давать на них четкий ответ. Как же быть нам? Праздновать или не праздновать? А если праздновать, то когда, 25 декабря, 7 января или 23 октября? 

Думаю, не случайно Всевышний Бог обошел этот вопрос стороной. За то в Деяниях Апостолов 5:42 четко написано, чем занимались первые ученики Мессии: «И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе». Последуем и мы их примеру!

А 25 декабря (по григорианскому календарю), так же как и 7 января (это 25 декабря по юлианскому календарю) – примем как прекрасный повод порадоваться тому важному событию, какое произошло в Израиле более, чем 2000 лет назад.

В наш грешный мир пришел Мессия, чтобы спасти всех доверивших свои жизни и судьбы, свои мысли и чувства Единому Богу Израиля. Он пришел, может быть, не так, как кто-то Его ождал. Он не появился вдруг из ниоткуда, не спустился явным образом с неба (хотя в конце земного служения Он истинно и явным образом вознесся в небо!). Но родился Он в наш мир естественным образом, как обычное Дитя, хотя и после чудесного зачатия, чтобы через 30 лет явить Себя и Свою Божественность, осуществить служение спасения всех нас!

Все-таки хорошо, что есть день в году, когда запутавшиеся в суете люди могут вспомнить о Боге. Конечно же, участие в празднике Рождества автоматически не делает человека учеником Иешуа  и близким к Богу. 

С другой стороны – те, кто не выделяет этот день среди других дней, но искренне ищет Бога, чтобы доверить Ему свое спасение, не лишены Божией милости и могут обрести спасение, согласно Слову Бога! 

Вот с таким Рождеством мне хочется поздравить всех нас!

Раввин Винницкой еврейской
мессианской общины Михаэль.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: