7 сентября 2017 г.

ИСТОРИЯ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ХРИСТИАНСТВА В РОССИИ

Задолго до официального принятия Киевской Русью христианства, оно начало проникать на территорию заселенную восточными славянами. 
По свидетельствам церковных писателей IV – V веков, Скифию посещал с проповедью Евангелия Апостол Андрей. Когда в 94 году в Херсонес (Крым) был сослан римский епископ Климент, он нашел там христианскую общину, насчитывающую до двух тысяч членов. За четыре года жизни в Херсонесе Климент успел обратить в христианство значительную часть жителей полуострова.

Первые сведения о христианах Киевской Руси связаны с именами Аскольда и Дира. В 865 году по Р.Х. их дружины потерпели бедствие на море при попытке овладеть Константинополем. Оставшиеся в живых воины после посещения храмовых богослужений в Константинополе обратились от своих идолов к живому Богу и в 866 году по Р.Х. приняли крещение.

В 955 году по Р.Х. после посещения Константинополя княгиня Ольга приняла христианство, а ко времени официального принятия христианства на Руси в 988 г. по Р.Х. многие дружинники ее внука, князя Владимира, уже были христианами.

Христианство принесло славянам прежде всего учение о почитании единого живого Бога. С почитанием языческих богов официально было покончено, хотя множество языческих обычаев и поверий сохранилось в народе и бытует до настоящего времени. Принятие христианства способствовало крупным сдвигам в развитии культуры, особенно благодаря деятельности христианских миссионеров Кирилла (826 – 869 гг. по Р.Х.) и Мефодия (820 – 885 гг. по Р.Х.), которые разработали первую упорядоченную славянскую азбуку и привезли славянам свои переводы Священного Писания.

Искание правды Божией и пути спасения в русском народе обнаружилось с того времени, когда Священное Писание стало доступным значительному кругу лиц православного духовенства, то есть со времени князя Ярослава, положившего начало книжной культуре на Руси. Умевшие читать и имевшие доступ к Священному Писанию обращались непосредственно к Евангелию, как к единственному авторитетному источнику правды Божией.

В конце XIV столетия впервые на Руси обнаружило себя движение евангельского направления, названное в литературе движением стригольников. Стригольники считали себя носителями новой веры, основанной на правильном понимании Священного Писания. 

В основе их вероучения были заложены важнейшие евангельские принципы: признание в деле спасения авторитета Библии; всеобщее священство верующих; оправдание верой; необходимость общественного покаяния; призыв общества к нравственному возрождению. 

Их общины по простоте устройства напоминали ранние христианские церкви. Евангельское движение конца XIV века на Руси в лице стригольников на целое столетие опередило евангельское движение Лютера в Западной Европе. И, что немаловажно, движение стригольников было явлением самобытным, возникшим в среде низшего православного духовенства, не искушенного в богословии.

Последовал разгром общин стригольников и физическое истребление их проповедников: диаконы Никита и Карп были утоплены в р. Волхов. Это движение продолжало существовать более полувека, но затем угасло в не просвещенной Словом Божиим народной среде.

К середине 18 века появилось движение духоборцев. Единственным источником веры и спасения признавалось живущее в человеке Слово Божие. Божественное происхождение Библии они признавали, предоставляя каждому брать из нее то, что считалось полезным. Они отрицали клятву, присягу, участие в войне. Распространению духоборчества в России во многом способствовала их трезвая, тихая, праведная жизнь, полная трогательной заботы о нуждах других. Во многом они напоминают квакеров.

 Не случайно поэтому квакеры, посетившие общины духоборцев в конце столетия увидели в них своих духовных братьев. За свою историю жизни в России духоборцы пережили немало противоречивых периодов: до начала XIX столетия – жестокие преследования и гонения; десятилетия благоденствия (в середине столетия) и, наконец жизнь в изгнании в Канаде, куда они выехали в 1895г.

Непосредственно от духоборцев ведут свое начало молокане, являющиеся представителями наиболее выраженного мистико-рационалистического направления религиозной мысли в простом народе. Сами они называют себя «духовными христианами», прилежно изучающими Слово Божие и питающимися Им, как «чистым словесным молоком».

Молоканство распространилось по губерниям Центральной России, Украины, по Поволжью и Кавказу. Долгое время царское правительство не отличало молокан от духоборцев, подвергая их репрессиям в равной степени. Но в царствование Александра I молокане получили официальное признание и даже удостоились благосклонного отношения за их примерную христианскую жизнь.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ПРОБУЖДЕНИЯ В РОССИЙСКОМ НАРОДЕ

Евангельское пробуждение в российском народе подготавливалось бурным развитием исторических событий конца XVIII – первой половины XIX столетий. Наиболее существенным в этом отношении было: закрепление России в северном Причерноморье с заселением присоединенных земель; победоносные войны Наполеона в Европе и разгром его армии в Отечественной войне 1812 года; продолжение заселения Причерноморья и внутригосударственные мероприятия русского правительства.

К концу XVIII столетия в результате многочисленных войн с Турцией Россия приобрела выход к Черному морю и утвердилась на его северных берегах. Новые земли представляли собой в то время обширные, никем не заселенные пустыри. Для их заселения правительство Екатерины II пригласило иностранных колонистов (преимущественно немцев), среди которых значительную часть составили меннониты и, частично, лютеране из Пруссии и Данцига. Приглашенные меннониты, как наиболее организованные в общинно-хозяйственной жизни, получили от русского правительства целый ряд льгот и привилегий.

Значительные площади плодородных южных земель раздавались царским правительством российским дворянам, которые создавали здесь крупные поместья. Здесь же селились крестьяне малороссы и отчасти ремесленники.

Наполеон Бонапарт в 1805 году вовлек французскую нацию в политику завоеваний. До 1811 года империя Наполеона распространилась почти на всю Западную Европу и имела под своей властью около 100 миллионов жителей.

Окрыленный победами, Наполеон в 1812 году с полумиллионной армией двинулся на Россию. После сражения при Бородино он вступил в Москву, но, не добившись ответа на свои предложения о заключении мира, вынужден был начать отступление. Это отступление кончилось гибелью великой армии. В Париж Наполеон возвратился в крестьянских санях с 15 тысячами уцелевших французов. Попытка восстановить былую славу привела Наполеона к полному краху и низложению.

Мировые события 1805 – 1815 гг. потрясли христианский мир Европы. Стремительное восхождение Наполеона и его падение произошли на глазах одного поколения, которое в изумлении следило за событиями и еще при первых успешных завоеваниях принялось осмысливать происходящее. Многие христиане, в особенности в пиетических кругах Запада, называли Наполеона апокалипсическим «зверем из бездны». После разгрома его армии императора Александра I стали называть «белым ангелом».

В 1813 году в России было учреждено «Российское Библейское общество» во главе с президентом князем А.Н.Голицыным и членом общества императором Александром I. Общество ставило себе целью издание и распространение Слова Божиего как на славянском, так и на других языках народов Российской Империи. В 1822 году переведенный Новый Завет поступил в распространение.

РЕЛИГИОЗНОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО НАРОДА
НАКАНУНЕ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ПРОБУЖДЕНИЯ

Ко времени евангельского пробуждения в России народы, населявшие ее, были по преимуществу православными. Православие породило в российском народе великое богоискание. Из православия вышли первые благословенные проповедники евангельской истины: Михаил Ратушный, Иван Рябошапка, Ефим Цимбал, Модест Корф, Елизавета Черткова, Василий Пашков, Наталья Ливен и многие другие. С благодарностью мы отмечаем заслуги православной церкви в деле сохранения Священного Писания для народа и в том, что она сделала его доступным всякому читающему. Но простой народ жил если не во тьме, то во мраке духовном.

Продолжение в следующем номере.

Использованы материалы сборника «История баптизма»
- составитель С.В.Санников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: