Задолго до официального принятия Киевской Русью христианства, оно
начало проникать на территорию заселенную восточными славянами.
По
свидетельствам церковных писателей IV – V веков, Скифию посещал с проповедью
Евангелия Апостол Андрей. Когда в 94 году в Херсонес (Крым) был сослан римский
епископ Климент, он нашел там христианскую общину, насчитывающую до двух тысяч
членов. За четыре года жизни в Херсонесе Климент успел обратить в христианство
значительную часть жителей полуострова.
Первые
сведения о христианах Киевской Руси связаны с именами Аскольда и Дира. В 865
году по Р.Х. их дружины потерпели бедствие на море при попытке овладеть
Константинополем. Оставшиеся в живых воины после посещения храмовых
богослужений в Константинополе обратились от своих идолов к живому Богу и в 866
году по Р.Х. приняли крещение.
В
955 году по Р.Х. после посещения Константинополя княгиня Ольга приняла
христианство, а ко времени официального принятия христианства на Руси в 988 г . по Р.Х. многие
дружинники ее внука, князя Владимира, уже были христианами.
Христианство
принесло славянам прежде всего учение о почитании единого живого Бога. С
почитанием языческих богов официально было покончено, хотя множество языческих
обычаев и поверий сохранилось в народе и бытует до настоящего времени. Принятие
христианства способствовало крупным сдвигам в развитии культуры, особенно
благодаря деятельности христианских миссионеров Кирилла (826 – 869 гг. по Р.Х.)
и Мефодия (820 – 885 гг. по Р.Х.), которые разработали первую упорядоченную
славянскую азбуку и привезли славянам свои переводы Священного Писания.
Искание
правды Божией и пути спасения в русском народе обнаружилось с того времени,
когда Священное Писание стало доступным значительному кругу лиц православного
духовенства, то есть со времени князя Ярослава, положившего начало книжной
культуре на Руси. Умевшие читать и имевшие доступ к Священному Писанию обращались
непосредственно к Евангелию, как к единственному авторитетному источнику правды
Божией.
В
конце XIV столетия впервые на Руси обнаружило себя движение евангельского
направления, названное в литературе движением стригольников. Стригольники
считали себя носителями новой веры, основанной на правильном понимании
Священного Писания.
В основе их вероучения были заложены важнейшие евангельские
принципы: признание в деле спасения авторитета Библии; всеобщее священство
верующих; оправдание верой; необходимость общественного покаяния; призыв
общества к нравственному возрождению.
Их общины по простоте устройства
напоминали ранние христианские церкви. Евангельское движение конца XIV века на
Руси в лице стригольников на целое столетие опередило евангельское движение Лютера
в Западной Европе. И, что немаловажно, движение стригольников было явлением
самобытным, возникшим в среде низшего православного духовенства, не искушенного
в богословии.
Последовал
разгром общин стригольников и физическое истребление их проповедников: диаконы
Никита и Карп были утоплены в р. Волхов. Это движение продолжало существовать
более полувека, но затем угасло в не просвещенной Словом Божиим народной среде.
К
середине 18 века появилось движение духоборцев. Единственным источником веры и
спасения признавалось живущее в человеке Слово Божие. Божественное
происхождение Библии они признавали, предоставляя каждому брать из нее то, что
считалось полезным. Они отрицали клятву, присягу, участие в войне.
Распространению духоборчества в России во многом способствовала их трезвая,
тихая, праведная жизнь, полная трогательной заботы о нуждах других. Во многом
они напоминают квакеров.
Не случайно поэтому квакеры, посетившие общины
духоборцев в конце столетия увидели в них своих духовных братьев. За свою историю
жизни в России духоборцы пережили немало противоречивых периодов: до начала XIX
столетия – жестокие преследования и гонения; десятилетия благоденствия (в
середине столетия) и, наконец жизнь в изгнании в Канаде, куда они выехали в
1895г.
Непосредственно
от духоборцев ведут свое начало молокане, являющиеся представителями наиболее
выраженного мистико-рационалистического направления религиозной мысли в простом
народе. Сами они называют себя «духовными христианами», прилежно изучающими
Слово Божие и питающимися Им, как «чистым словесным молоком».
Молоканство
распространилось по губерниям Центральной России, Украины, по Поволжью и
Кавказу. Долгое время царское правительство не отличало молокан от духоборцев,
подвергая их репрессиям в равной степени. Но в царствование Александра I
молокане получили официальное признание и даже удостоились благосклонного
отношения за их примерную христианскую жизнь.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ПРОБУЖДЕНИЯ В РОССИЙСКОМ
НАРОДЕ
Евангельское пробуждение в российском народе подготавливалось
бурным развитием исторических событий конца XVIII – первой половины XIX
столетий. Наиболее существенным в этом отношении было: закрепление России в
северном Причерноморье с заселением присоединенных земель; победоносные войны
Наполеона в Европе и разгром его армии в Отечественной войне 1812 года;
продолжение заселения Причерноморья и внутригосударственные мероприятия
русского правительства.
К
концу XVIII столетия в результате многочисленных войн с Турцией Россия
приобрела выход к Черному морю и утвердилась на его северных берегах. Новые
земли представляли собой в то время обширные, никем не заселенные пустыри. Для
их заселения правительство Екатерины II пригласило иностранных колонистов
(преимущественно немцев), среди которых значительную часть составили меннониты
и, частично, лютеране из Пруссии и Данцига. Приглашенные меннониты, как
наиболее организованные в общинно-хозяйственной жизни, получили от русского
правительства целый ряд льгот и привилегий.
Значительные
площади плодородных южных земель раздавались царским правительством российским
дворянам, которые создавали здесь крупные поместья. Здесь же селились крестьяне
малороссы и отчасти ремесленники.
Наполеон
Бонапарт в 1805 году вовлек французскую нацию в политику завоеваний. До 1811 года
империя Наполеона распространилась почти на всю Западную Европу и имела под
своей властью около 100 миллионов жителей.
Окрыленный
победами, Наполеон в 1812 году с полумиллионной армией двинулся на Россию.
После сражения при Бородино он вступил в Москву, но, не добившись ответа на
свои предложения о заключении мира, вынужден был начать отступление. Это
отступление кончилось гибелью великой армии. В Париж Наполеон возвратился в
крестьянских санях с 15 тысячами уцелевших французов. Попытка восстановить былую
славу привела Наполеона к полному краху и низложению.
Мировые
события 1805 – 1815 гг. потрясли христианский мир Европы. Стремительное
восхождение Наполеона и его падение произошли на глазах одного поколения,
которое в изумлении следило за событиями и еще при первых успешных завоеваниях
принялось осмысливать происходящее. Многие христиане, в особенности в
пиетических кругах Запада, называли Наполеона апокалипсическим «зверем из
бездны». После разгрома его армии императора Александра I стали называть «белым
ангелом».
В
1813 году в России было учреждено «Российское Библейское общество» во главе с
президентом князем А.Н.Голицыным и членом общества императором Александром I.
Общество ставило себе целью издание и распространение Слова Божиего как на
славянском, так и на других языках народов Российской Империи. В 1822 году
переведенный Новый Завет поступил в распространение.
РЕЛИГИОЗНОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО НАРОДА
НАКАНУНЕ
ЕВАНГЕЛЬСКОГО ПРОБУЖДЕНИЯ
Ко времени евангельского пробуждения в России народы, населявшие
ее, были по преимуществу православными. Православие породило в российском
народе великое богоискание. Из православия вышли первые благословенные
проповедники евангельской истины: Михаил Ратушный, Иван Рябошапка, Ефим Цимбал,
Модест Корф, Елизавета Черткова, Василий Пашков, Наталья Ливен и многие другие.
С благодарностью мы отмечаем заслуги православной церкви в деле сохранения
Священного Писания для народа и в том, что она сделала его доступным всякому
читающему. Но простой народ жил если не во тьме, то во мраке духовном.
Продолжение в следующем номере.
Использованы
материалы сборника «История баптизма»
- составитель С.В.Санников.
- составитель С.В.Санников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: