8 октября 2019 г.

ПЕРВОЕ СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ святого апостола Иоанна


Близость Первого послания Иоанна по языку, стилю и содержанию и Евангелия от Иоанна позволяет с полной уверенностью утверждать, что они написаны одним и тем же автором. 

Несмотря на то, что в самом тексте имя автора не указано, нет никаких оснований подвергать сомнению традиционную версию, что автором является апостол Иоанн, сын Зеведеев. Подчеркнутая в начальных строках послания авторитетность свидетельства очевидца указывает на апостольское достоинство Иоанна.

Хотя Иоанн, составляя это послание, был в преклонном возрасте, он по-прежнему служил церквам. Он был единственным оставшимся в живых Апостолом, близким соратником Иисуса во время Его земного служения и свидетелем Его смерти, Воскресения и Вознесения. Первое послание Иоанна является пастырским посланием. Оно написано от сердца пастыря, который заботится о своем народе. 

Иоанн учил жизненно важным принципам, ободрял, наставлял в основах веры. Он хотел, чтобы верующие радовались, имея истинную веру и не сокрушались из-за лжеучений и отступлений некоторых.

Цель Иоанна в написании этого послания была двоякой: разоблачить и обличить заблуждения лжеучителей и наставить своих духовных детей вести жизнь святого общения с Богом в истине и праведности, в полной радости и уверенности в вечной жизни, через веру и послушание. Вера и поведение неразрывно соединены друг с другом в этом послании. Лжеучителя, которых Иоанн называет «антихристами», отходили от апостольского учения о Христе и праведной жизни.

Подобно Второму посланию Петра и Посланию Иуды, Первое послание Иоанна яростно обличает и осуждает лжеучителей с их губительными верованиями и поведением. Иоанн отделял лжеучение от здравого учения, проявляет нетерпимость к тем, кто извращает Божию истину. Он клеймит отступивших от истины, называя их «лжепророками» (4:1), «обольщающими» (2:26; 3:7), и «антихристами» (2:18). Он четко определяет источники всех лжеучений как демонические (4:1 7).

«Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. Это я написал вам об обольщающих вас» (1Ин.2:22-23,26).

Это послание апостола Иоанна определяет христианскую жизнь, используя контрастные понятия и не оставляя никаких промежуточных областей между светом и тьмой, истиной и ложью, праведностью и грехом, любовью и ненавистью, любовью к Богу и любовью к миру, детьми Бога и детьми дьявола. Важно то, что в этой книге Нового Завета об Иисусе говорится как о нашем Ходатае перед Отцом Небесным. «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1Ин.2:1-2).

Говоря о Христе, как Искупителе и Ходатае человечества и всего мира, Апостол теперь указывает то непременное условие, при котором ходатайство Спасителя будет действенно и спасительно для верующих, – именно соблюдение заповедей Его, деятельное осуществление Его заветов, а не одно только интеллектуальное познание Его. 

Соблюдение нами заповедей Божиих служит лучшим доказательством того, что мы знаем Бога. «А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем» (1Ин2:3-5).

При этом жизненною связью между Богознанием и соблюдением заповедей является истинная христианская любовь. Но рядом с любовью к ближним и даже прежде нее требуется вера в Бога и в Господа Иисуса Христа, как основание христианской жизни. Это – сокращение всего закона и Евангелия, и Апостол объединяет оба основные требования христианства в одну заповедь.

«А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам» (Ин.3:23).

 Первая половина этой заповеди – о вере в Христа, вторая – о любви друг к другу; вера – основание любви, любовь есть плод или действие веры. Постоянным образцом жизненного поведения должен быть Христос Спаситель, осуществивший волю Божию во всей полноте.

Любовь Божия к миру и человечеству и особенное величие этой любви видно из того, что она дарована была грешным людям без всякой с их стороны заслуги, напротив, при наличности тяжкой и многоразличной виновности их пред Богом. Таким образом, источник любви заключается не в человеке, а в Боге.

В этом послании Иоанн четко заявляет о своей цели написания: дать Божиему народу библейский стандарт уверенности в спасении: «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» (1Ин.5:13). Но Апостол также и предупреждал верующих не обманываться относительно сущности спасения. «Мы знаем, что всякий, рождённый от Бога, не грешит; но рождённый от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1Ин.5:18).

 Верующий должен отвергнуть всякое богословие, которое допускает, что можно не иметь общения с Богом, продолжать грешить, делать дела дьявола, делать зло другим и все же быть чадом Бога, спасенным и предназначенным для небес.

Ведет рубрику Любовь Королева,
используя различные богословские источники

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: