Пасха. Для христан это светлый праздник воскресения Христа, победившего своей жизнью смерть. Иисус воскрес на третий день, так было предсказано, и так совершилось. «Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был ещё в Галилее» (Лк. 24:6). Но до воскресения Иисусу нужно было пройти долгий путь, путь страшный и мучительный. И Он его прошел до конца, до смерти и воскресения.
Вместе с Иисусом в последние минуты Его жизни тяжелый путь прошли еще двое. Они не были какими-то особенными людьми, они были преступниками, которые получили заслуженное наказание. Казнь на кресте была показательной и очень жестокой даже для того времени. Осужденные приговаривались к ней только в случае очень тяжких преступлений: это могло быть массовое убийство, терроризм, либо убийство римского солдата или кого-то из римских граждан. Жизнь римского гражданина ценилась как никогда высоко. В древнем мире было крайне негативное отношению к казни посредством распятия. Греки считали такую казнь крайне унизительной и недостойной, евреи считали всех повешенных на кресте проклятыми. Римлянами распятие воспринималась как позорная казнь – наказание для рабов.
Смерть при распятии наступала вследствие удушья. Такое состояние продолжалось многие мучительные часы. Для того, чтобы сократить время мучений, распятым перебивали кости голеней, после чего тело осужденного лишалось точки опоры и повисало на руках. В этих условиях быстро наступало удушье.
Три креста
И вот три человека осуждены и распяты на кресте, подвергаются такой страшной казни. И каждый из них ведет себя по-разному.
Иисус благословляет людей, просит: «Прости им, Отче...», Он знает зачем Он на кресте и какое событие вселенского масштаба совершается в данный момент на лобном месте.
Но не так обстояло дело с другими осужденными. «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:39-43). Диаметрально противоположное поведение.
Один человек проклинает всех вокруг, потому что притворяться перед людьми больше не надо, поэтому все черное, злое больше не скрывается, все выходит наружу.
И второй человек. Он находится в таких же обстоятельствах, что и первый, и кажется, должен вести себя так же. Но он говорит совершенно другие слова. В последние часы перед смертью с ним что-то произошло. Иисус своим присутствием и благодатью повлиял на него так, что он в последние минуты своей жизни начал новую жизнь, встал на новый путь.
На кресте не было благоговейной обстановки. Люди не были сентиментальными, они не плакали, видя несправедливость. Стражники не взывали к совести, они просто убивали того, кто совершал правонарушение. В тот день им дали задание охранять осужденных до их смерти.
Требуя утром казни, священники понимали, что распятые пробудут на кресте сутки и более. А это значило, что Ветхозаветная Пасха, которая должна была начаться в субботу, будет омрачена казнью, что было серьезным нарушением иудейского закона. С другой стороны, они боялись, что если суд и казнь будут отложены на дни, следующие за пасхальными, то это даст время Пилату все обдумать и отменить казнь. Таким образом, они сами себя загнали в ловушку – перенести казнь они боялись, а оскорбить Пасху смертной казнью, означало не просто нарушить, но и серьезно оскорбить закон. Поэтому они были вынуждены просить Пилата разрешить акт милосердия к распинаемым – перебить им голени, что ускорило бы их смерть, и позволило бы снять тела казненных с крестов до начала ветхозаветной Пасхи.
Страшные муки на кресте
Уже после смерти Христа стражники, получив задание, стоят и ждут, когда двое осужденных медленно задохнутся. Им совсем не хочется выполнять это скучное задание. Они относились к казни, как к обыденной боевой задаче. Чем раньше осужденные скончаются, тем быстрее они смогут отдохнуть. Для них отдых был наградой, потому что это случалось не часто. Так как казнь совершалась в пятницу, по обычаем еврейского народа суббота была выходным днем, им хотелось отдыхать, а не охранять осужденных, которые могли умирать очень долго. И солдаты, и распятые это прекрасно знали. Они жили в том обществе и ни один раз видели казнь других людей, и понимали, что их ждет.
Негодование разбойника можно понять, он знал, насколько мучительны будут последние минуты его жизни. Но второй разбойник вел себя иначе. Обычное поведение меняется и становится странным. Он не проклинает своих мучителей, которые собираются причинить ему нестерпимую боль. Прямо при казненных они обсуждают как быстрее их умертвить и что нужно для этого сделать. Но ни ропота, ни проклятия от второго разбойника не слышно. После встречи с Иисусом он стал новым человеком.
Новое рождение
Мы можем только предположить, что чувствовал этот человек, висевший на кресте. Медленно к нему подходят солдаты с намерением перебить ноги. Перелом и сейчас при современных обезболивающих средствах очень болезненная процедура, а когда преднамеренно ломают кости, это вдвойне и больно, и страшно. Но разбойник получил новое рождение. Он не мог больше проклинать своих мучителей, как делал его сосед по несчастью. Он мог только благословлять и прощать по примеру Иисуса, он смог достойно пройти уготованный ему путь.
Павел пишет в послании: «Мы умерли для греха: как же нам жить в нём? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мёртвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6:2-9).
Разбойник на кресте еще не видел воскресения Иисуса. В самом разгаре были страдания, Иисус бездыханно висел на кресте рядом с ним. Тем не менее, он сораспялся с Ним в смерть. Он поверил в Иисуса как в Спасителя. Его последние минуты жизни были очень страшными, но он прошел путь веры. Для него это был самый долгий и сложный путь, путь прощения, любви и доверия, которое и привело его ко спасению.
Бог принимает любого грешника, который обратится к Нему в молитве, и который готов будет пройти с Ним путь веры, каким бы длинным или коротким тот не был.
Наталья Кудряшова,
г. Краснодар
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: