2 мая 2017 г.

КНИГА ПРОРОКА ИЕРЕМИИ

Пророческое служение Иеремии проходило в Иудее, южном царстве, в последние 40 лет его истории (626-586гг. до н.э.). Он жил, чтобы пророчествовать о вавилонском вторжении в Иудею, результатом которого будет разрушение Иерусалима и храма. Иудейское царство пришло к упадку, когда большая часть населения была уведена в Вавилон.

Пророческое служение Иеремии разворачивалось на фоне длительной распри между теми, кто поклонялся чужеземным богам и культ которых глубоко укоренился в Иудее, и теми, кто оставался верен истинному Богу. Так как пророк Иеремия жил и пророчествовал в последние годы перед пленением нации, неудивительно, что его книга полна уныния и плохих предзнаменований. Иеремию часто называют еще «плачущим пророком».

Пророк призывает иудеев покаяться перед лицом надвигающейся кары, он провозглашает наступление времени, когда покаяние станет уже невозможным, ибо суд Господень настиг людей. «Итак, скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши» (Иер.18:11).

Иеремия говорит о неизбежности Божиего наказания, когда Его народ нарушает завет и упорствует в неповиновении Ему и Его слову. В Книге пророка Иеремии содержится предсказание, что вавилонский плен продлится семьдесят лет (Иер.25,11). Тема наказания Божиего, которое видится пророку как проклятие завета, а именно утрата земли обетованной, преобладает в книге.

За свои пророчества и преданность Господу Иеремия был гоним, притесняем и много страдал.

Несмотря на то, что книга пропитана печалью, сердечной болью и рыданиями из-за неповиновения Иудеи, Иеремия пророчествует и том, что Господь спасет Свой народ или его остаток, ниспослав ему пленение и будущее возрождение после возвращения из вавилонского плена. 

Хотя Израиль и Иудея постоянно нарушали заветы Божии и впоследствии понесли наказание за свое отступничество, Иеремия пророчествовал о том, что придет тот день, когда Бог заключит с ними новый завет: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет…» (Иер.31:31). Этот новый завет был установлен смертью и воскресением Иисуса Христа.

книга плач иеремии

Связь между Плачем и Книгой пророка Иеремии очевидна: это не только сходство языковых средств, но и общая тема повествования. Соотнесение Плача с периодом вавилонского пленения делает его прямым продолжением Книги пророка Иеремии. В последней содержится пророчество о падении Иерусалима. Плач же выражает скорбь непосредственно по поводу самого события.

Основная тема книги так же – Божий суверенный суд в ответ на грех Иудеи. Божия святость была настолько попираема грехами Иудеи, что Господь, в конце концов, послал разрушительное бедствие. Вавилон был избран Богом, чтобы быть орудием Его гнева.

Плач не выражает полной растерянности и недоумения. Прежде всего он обосновывает Божие наказание Иудеи, а также подтверждает слова пророков, задолго до того предсказавших наступление суда. Однако наряду с принятием Божиего гнева в нем содержится и эмоциональный протест против него. Не было ли Божие наказание народа чрезмерно жестоким? Справедливо ли поступать с собственным народом, как с врагом?

Но, несмотря на все страдания, автор Плача находит в себе силы подтвердить благость и верность Божию по отношению к надеющимся на Него: «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него. Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его» (Плач 3:22-25).

Плач стал одним из наиболее ярких проявлений абсолютной веры в Бога. В Плаче выражается надежда не только на то, что пленение прекратится, но что грех Иудеи будет искуплен ее несчастьями, а враги ее будут наказаны за свои преступления.

В книге находится одно из самых мощных в Библии заявлений о спасении и верности.

Книга начинается с плача: «Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником. Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его.
 Иуда переселился по причине бедствия и тяжкого рабства, поселился среди язычников, и не нашел покоя...» (Иер.1:1-3).
Заканчивается она покаянием и надеждой на возрождение:
«Упал венец с головы нашей; горе нам, что мы согрешили!
От сего-то изнывает сердце наше; от сего померкли глаза наши…Ты, Господи, пребываешь во веки; престол Твой – в род и род.
Для чего совсем забываешь нас, оставляешь нас на долгое время? Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как прежде…» (Иер.5:16-21).

Ведет рубрику Любовь Королева
используя различные богословские источники



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: