14 октября 2017 г.

ИСТОРИЯ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ХРИСТИАНСТВА В РОССИИ


ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВЫХ ЕВАНГЕЛЬСКО-БАПТИСТСКИХ ОБЩИН в России

Первые евангельско-баптистские общины возникли в России в 60-х – 80-х годах XIX в. в трех обособленных друг от друга регионах: на юге Украины, в Закавказье, в Петербурге. Возникновение первых общин в каждом из этих регионов имеет свою предысторию и своих предшественников. Так, путь к баптизму на юге Украины шел через штундизм, меннонитское братство и первых баптистов среди российских немцев.

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ НА КАВКАЗЕ

Значительно проще, чем на юге Украины, и совершенно независимо от штундизма началось евангельское пробуждение на Кавказе (в Закавказье). Здесь оно происходило совершенно самобытно, в среде молокан. Первая волна пробуждения явилась следствием действия Духа Святого среди искателей чистой веры и пути спасения, самостоятельно изучавших Св. Писание.

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ В ПЕТЕРБУРГЕ («Петербургское пробуждение»)

Третьим в России местом возникновения евангельских общин был Петербург. Среди многочисленной петербургской аристократии, зараженной скептицизмом и неверием вследствие бессодержательности светской жизни, были личности, которые не могли заглушить в себе глубокого религиозного чувства и искренне искали удовлетворения запросов духа.

Предыстория «Петербургского пробуждения» насчитывает всего два десятка лет, в течение которых Дух Святой подготавливал почву сердец нижеуказанных личностей и будущего проповедника Евангелия в их среде – «лорда-апостола», лорда Редстока. Последний обратился к Господу (и это весьма знаменательно) в России, будучи в английской армии в Крыму во время Крымской войны 1854 – 1856 гг. Тяжело заболев и находясь при смерти, он задавал себе мучительный вопрос: «Иду ли я по пути истины, и на что будет обречена моя душа после смерти тела?» К счастью, рядом с ним оказался один миссионер, который показал ему путь спасения через Господа Иисуса Христа, после чего лорд Редсток пришел к Господу. 

Лорд
Гренвилл Редсток
(1833—1913)
Возвратившись на родину, он посвятил свою жизнь служению Богу. Он стал проповедовать во многих городах Европы. Сокровенным желанием его было послужить делу Царствия Божия среди русского народа. Это желание вскоре исполнилось: он был приглашен в Петербург Елизаветой Ивановной Чертковой – великосветской дамой, обращенной через его проповедь.

В 1874 году лорд Редсток прибыл в Петербург и начал свою «салонную миссию» в роскошных домах петербургской знати. Круг уверовавших через его проповеди составляли вначале женщины: Елизавета Черткова, ее сестра Александра Ивановна Пашкова, княгиня Наталья Федоровна Ливен (Наталья Ливен обратилась к Господу, будучи в Англии в 1870 году) и ее сестра Вера Федоровна Гагарина. Вскоре группа «петербургского пробуждения» пополнилась мужчинами: обратились к Господу граф Модест Модестович Корф, Василий Александрович Пашков и граф Алексей Павлович Бобринский.

Дворянин
Василий Пашков 
(1834-1902)
Василий Пашков (1834 – 1902 гг.) был одним из богатейших дворян России: он владел несколькими имениями и медеплавильным заводом на Урале. До своего обращения он был совершенно равнодушен к вопросам веры. После первой встречи с лордом Редстоком он небрежно заметил: «Какая пошлость. И охота людям слушать бессмысленного болтуна!» Но вторая их встреча стала поворотным пунктом всей будущей жизни Василия Пашкова. Молитва Редстока так сильно подействовала на него, что ему внезапно открылось его личное состояние перед Богом. Он почувствовал свою вину перед Господом и обратился с покаянием к Спасителю мира. 

Встав с колен, он был уже не тот, что раньше. «Был день в моей жизни, – свидетельствовал Пашков, – когда я увидел себя осужденным перед престолом Святого Бога, ненавидящего грех. Слово Его, по действию Духа Святого, достигло меня и пробудило мою совесть...Свет Слова, святого закона Божиего, осветил потаенные углы моего сердца и показал мне глубины зла во мне, о существовании которых я не подозревал. Он пробудил во мне желание освободиться от греха, который связывал меня...». С этого времени В.Пашков вдохновился желанием возвещать благодать Божию. Он стал мощным орудием в руках Господа и не только отдал себя на служение Господу, но и все свое состояние посвятил для этого великого дела.

Княгиня
Наталия Федоровна Ливен (1842 - 1920)
Уверовавшие сразу же находили труд в Царствии Божием соответственно призванию. Главный труд их сосредотачивался на деятельном христианстве: Елизавета Черткова стала членом дамского комитета посетительниц тюрем, Александра Пашкова и Вера Гагарина организовали швейные мастерские и прачечные для бедных женщин, Василий Пашков открыл столовую для студентов и бедных рабочих; одна из новообращенных – Юлия Денисовна Засецкая – основала в Петербурге первый ночлежный приют. 

В 1876 году В.Пашковым, М.Корфом, Е.Чертковой и В.Гагариной было образовано «Общество поощрения духовно-нравственного чтения», а Марией Пейкер и ее дочерью Александрой Ивановной было начато издание религиозно-нравственного журнала «Русский рабочий». За восемь лет «Общество духовно-нравственного чтения» успело предпринять 12 изданий 200 наименований книг и брошюр духовного содержания и распространить их во многих местах России.

Проповеднический труд многих из них не ограничивался Петербургом: В.Пашков, А.Бобринский, В.Гагарина, Е.Черткова периодически выезжали в свои поместья и там проповедовали Евангелие.

Таким образом, обнаруживается историческая правда о том, что русский баптизм не является насаждением извне в готовом виде, с готовыми доктринами, а является результатом исканий живого общения с Богом, исходящих из глубины народного духа, пробужденного Духом Святым и Словом Божиим.


Продолжение в следующем номере.

Использованы материалы сборника «История баптизма», составитель С.В.Санников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: