Вся 2000-летняя история
христианства сформировалась вокруг события, которое произошло в весеннее утро
месяца Нисана, когда распяли Иисуса Христа, а день Его Воскресения сразу же
стал главным праздником христиан.
Но история этого праздника корнями уходит еще
в иудейские традиции. Песах (еврейская Пасха) сейчас празднуется евреями в
память Исхода из Египта. Название праздника связано с событием, когда Бог
послал Своего Ангела умертвить в Египте всех первенцев кроме иудейских.
Изначально это слово имело смысл «пеpескочить чеpез что-то», «оставить
нетронутым». Когда Господь в Египте поражал пеpвенцев, Он не затронул дома евреев,
«прошел мимо» них.
Ангел прошел мимо тех домов, косяки дверей которых были
помазаны кровью заколотого в жертву агнца: «И
будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду
мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю
Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник
Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его» (Исх.12:13-14).
В Ветхозаветное время празднование Пасхи
продолжалось семь дней. Предписывалось совершить ритуальное заклание
однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на
огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (мацой) и горькими
травами и выпить четыре бокала вина в семейном кругу в течение пасхальной ночи
(Чис.9:1-14). Глава семейства обязательно вспоминал выход израильского народа
из Египта и рассказывал об этом своим домочадцам. Эта традиция сохранилась у
иудеев и в наши дни.
В Новозаветное время праздник Пасхи христиане
стали связывать с распятием Христа и Его воскресением. Христос воскрес на
второй день после еврейской Пасхи. Воскресение Христово стало новой Пасхой –
радостью освобождения от рабства смерти.
Эту радость апостолы возвестили миру. Эту
радость они назвали «Евангелием» – благой вестью о воскресении Христа. Эта же
радость переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос воскрес!», и она
же отзывается в нём главными словами его жизни: «Воистину воскрес!»
Почему мир отмечает Пасху в разное время
На сегодняшний день в христианстве существуют
две даты празднования Пасхи. На Западе, а также в странах, где исторически
сложилось большее влияние Католической церкви, Пасха отмечается раньше, тогда
как в странах с доминирующим влиянием Православной церкви этот праздник
отмечается позже.
Все дело в календаре или летоисчислении. В I
столетии по Р.Х. дата празднования христианской Пасхи никого не волновала,
потому что для христиан того периода каждый воскресный день был Пасхой. Со
временем был выбран первый воскресный день после первого полнолуния, которое
наступает не ранее весеннего равноденствия. Александрийский епископ должен был
вычислять этот день и заранее сообщать его в Рим, чтобы обеспечить единый день
празднования. Однако через какое-то время такое сообщение прекратилось. Восток и
Рим начали праздновать Пасху каждый по своим вычислениям, часто в разные дни.
Итак, был введён календарь, или солнечный год.
И параллельно существовало исчисление по лунному календарю. Это продолжалось до
325 года. В 325 году на Никейском соборе епископов для всего христианского мира
был введён Юлианский календарь, названный так в честь Юлия Цезаря, а также его
имя получил месяц июль, а честь императора Августа - месяц август. Юлианское
летоисчисление существует до сих пор в Православной церкви. Его принято
называть старым стилем.
Весеннее равноденствие выпадало на 21 марта, и
от этого дня определяли Пасху. Но неточность человеческих исчислений вскоре
сказалась снова. По календарю наступало 11 марта, а фактически было уже
весеннее равноденствие, т.е. 21 марта. Опять была сделана реформа. Римский Папа
Григорий XIII создал комиссию для реформы. Год сделали состоящим из 365 дней,
49 минут, 16 секунд. Итак, в 1582 году был принят Григорианский календарь. Это
летоисчисление называют новым стилем. В России новый стиль, или Григорианский
календарь, был введён в 1918 году, а Православная церковь осталась жить по
старому, юлианскому календарю. Таким образом, появилось две даты празднования
Пасхи.
Пасхальный огонь
Пасхальный огонь символизирует Свет Божий,
просвещающий все народы после Христова Воскресения. В дореволюционное время в
России, а на Западе и по сей день на прихрамовой территории разжигается большой
костёр. С одной стороны смысл костра, как и у пасхальной свечи — огонь есть
Свет и Обновление. С другой стороны, около этого огня могут греться те, кто
вышел из храма или не дошёл до него, поэтому он является также символом костра,
у которого грелся Пётр.
Звон колоколов
В России, а также других православных странах,
после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно
торжественно звонится благовест (определенный колокольный звон). Всю неделю
любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова
Воскресения. Звуковое сопровождение праздника имеет евангельский смысл. Так, в
некоторых церквях Греции, как только в Евангелии начинают читать о
землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум. Рукотворное
«землетрясение», таким образом, символизирует отверстие гроба при воскресении
Христа.
Пасха
в народной традиции
Вечером Пасхи прямо на церковном дворе
начинаются народные гуляния. В России народные гуляния с хороводами, играми,
качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и
назывались Красная горка. Пасхальное крашеное яйцо в русской культуре означало
новую жизнь, возрождение.
Нужно ли делать главный акцент в этот праздник
на куличах и яйцах? Пасха – это не физический продукт. Пасха – есть Сам
Христос: «…ибо Пасха наша, Христос,
заклан за нас» (1Кор.5:7). Если на
косяках твоего сердца будет ВЕРА в очищающую силу крови Иисуса Христа, которая
омывает всякий грех, вера в то, что Христос умер для прощения твоих грехов, и
воскрес для твоего оправдания, то СМЕРТЬ пройдет мимо тебя, и ты воскреснешь
вместе с Ним.
«И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех
человеков.
Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.
Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых.
Как
в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец
Христос, потом Христовы, в пришествие Его; а затем конец, когда Он предаст
Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» (1Кор.15:19-23).
Наталья Кудряшова
Использованы материалы: http://www.my-article.net
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: