1 июля 2020 г.

ПЛЯСКА СМЕРТИ


В позднее Средневековье на стенах кладбищенских галерей Запада часто изображалась картина «Пляска смерти»… Это хоровод, где сменяются мертвые и живые. Мертвые ведут игру, и только они пляшут. Каждая пара состоит из обнаженной мумии, сгнившей, бесполой, но весьма оживленной, и мужчины или женщины в одеяниях, подобающих их социальному статусу, с выражением ужаса на лице.

Этот ужас перед смертью преследовал человечество всегда. Она – враг жизни. Но Бог сотворил людей бессмертными. Смерть вошла в мир вместе с грехопадением Адама и Евы. Это наказание за их непослушание Богу: «Смертию умрешь» (Быт.2:17). Но отношение к смерти в разные периоды истории меняется.

Смех над смертью

В христианской Европе, да и в дореволюционной России, наблюдалась такая картина: покойник в доме, подле него скорбные фигуры близких, бдение у гроба в ночь перед похоронами, чтение Псалмов. Проповедь священника на кладбище или отпевание в церкви, траурные одежды, лица закрыты траурными вуалями. Мокрые от слез платки в руках присутствующих.

В настоящее время ситуация на Западе изменилась. Немцы говорят: «У нас часто не приглашают на похороны друзей, и даже родственников, только самых близких, т.к. нельзя нарушать их хорошее настроение, а также из-за экономических соображений». Некоторые похоронные фирмы Запада предоставляют услуги клоуна, чтобы он смешил, и не было так грустно, а наоборот, весело. Ведь человек должен всегда мыслить позитивно.

И это еще не все. Творческие личности устраивают оригинальные композиции, в которых натуральные трупы предстают в виде скульптур. Есть одиночные, есть и групповые скульптуры. Кто-то на лавочке, кто-то на велосипеде, кто-то за шахматной доской… Есть еще производители детских кукол, изображающих мертвецов со следами разложения. Пляска смерти не только продолжается, но и набирает обороты.

Смерть – уход в небытие
(советский взгляд)

«Ну, нам еще далеко до продвинутого Запада», – скажет читатель. А так ли уж далеко? В советское время, людям внушалось, что Бога нет, и что загробная жизнь была придумана угнетателями для оболванивания народа. В быту о смерти старались не говорить, хотя похоронные процессии с оркестрами, прощанием у подъезда дома, вносили ужас в детские сердца. А родственники, не имея никакой надежды, были безутешны.

В 60-70-е годы, когда начался рост числа онкологических заболеваний, а медицина была еще «бессильна», диагноз «рак» воспринимался как смертельный приговор. Поэтому от больного его скрывали, в истории болезни шифровали. В безбожном обществе это считалось актом гуманизма. Действительно, что сказать, если Бога и загробной жизни якобы нет, а психологически к уходу в небытие человек не готов?

В 90-ых годах Россия снова встала на Божий путь: проповедь Евангелия, распространение Библии, строительство храмов, молитвенных домов. Открытие новых Церквей, как собраний верующих людей. Изменилось и отношение к смерти. Людям стали сообщать о их смертельных диагнозах, чтобы они смогли подготовиться к переходу в вечность: покаяться, примириться с Богом, принять крещение, исповедоваться, причаститься. Есть реальные случаи, когда после обращения к Богу люди исцелялись. Почти обязательным стало отпевание в православной Церкви.

В протестантских Церквах тоже есть обычай: поются псалмы, говорится проповедь, которая направлена на присутствующих, чтобы они задумались о своих отношениях с Богом, пока еще есть у них время. Появилась надежда на вечную жизнь. Но вместе с этим и у нас стали заметны моменты, которые говорят о том, что мы идем путем «цивилизованных» стран.

Вслед «продвинутого» Запада

Компьютерные игры, с пеленок прививающие детям вкус к убийству, фильмы ужасов, «черные комедии»…

 В прошлом году возвращалась с моря на поезде. Вместе со мной ехала бабушка (47 лет) и ее 7-летний внук, который в перерывах между бегом по вагону с другими детьми, лазанием по верхним полкам, шумом и криками, плачем после ударов и падений, вдруг замолкал, уткнувшись в планшет, и только иногда выкрикивал слово «зомби». Когда я спросила, в какую игру он играет, то он ответил: «Зомби Апокалипсис» и «Зомби и бессмертие».
- А кто такие зомби?
- Это живые мертвецы.
- Причем здесь бессмертие?
- Они не умирают, когда в них стреляют.
- А ты умрешь, если в тебя выстрелить?
- Нет, я же бессмертен.

Я попыталась объяснить бабушке опасность этих игр, напомнила о Керченском стрелке, который тоже увлекался компьютерными играми и видимо считал себя бессмертным. Но она, уткнувшись в телефон, ответила, что у внука есть родители, пусть они его и воспитывают. А мальчик достал игрушку в виде скелета на веревочке и начал со смехом играть, дергая за веревочку. Кто-то ведь из взрослых купил ему эту игрушку.

Еще один случай. Сентябрь, пятница, число 13. Свадьба телеведущей и режиссера. Оба разведены и имеют детей. В ЗАГС приезжают лёжа, как в гробу, в черном катафалке, украшенном красным, с надписью: «Только смерть разлучит нас». Затем венчание в православной Церкви, где, по словам присутствующих, они чуть ли не «радующихся ангелов» наблюдали.  И никто не осуждает, все говорят о их праве провести свадьбу, как они желали.

Можно ли смеяться над смертью, превращать все в шоу, смешивать похороны и свадьбу в одно действие? Ангелы ли присутствовали на венчании в Храме? Возможно, это действительно были ангелы, только падшие.

Смерть – очень сильный враг

Сильнее противника, чем смерть, и представить себе невозможно. От него никуда не спрятаться, все равно, рано или поздно настигнет. Поэтому, своеобразной паталогической защитой от страха смерти у неверующих становится кощунство, смех, глумление над ней. А так как «державу смерти» имеет диавол (Евр.2:14), то он поощряет все это и является заказчиком новых ритуальных услуг. И в то же время, он использует это же оружие против тех, кто глумится: «…и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним…» (Откр.6:8).

У неверующих людей, не имеющих надежды, есть другая крайность – излишняя скорбь по умершему. Один мой знакомый, похоронив любимую жену, впал в глубокую депрессию: рядом с памятником жены, на могиле, установил памятник себе; почти каждый день ходил на могилу, на Новый год наряжал там елку. Разговаривал с умершей, думая, что она слышит. И таких примеров можно привести множество: разговоры на могиле с умершим, ожидание от них какой-то помощи. А о ночных страхах рассказывают многие: слышат звонки в дверь, шаги, чувствуют прикосновения, даже реально видят силуэт.

История с моим знакомым закончилась тем, что он скоропостижно умер, будучи еще молодым. Кто-то скажет: вот и хорошо, муж встретился с любимой женой после своей смерти. Но это не факт. Незадолго до его смерти я разговаривала с ним, и он сказал, что не верит в Бога. Если он не успел покаяться и уверовать, то он пошел в ад. А это место никого не соединяет, там «плач и скрежет зубов» (Лк.13:28).

Что же такое смерть и как к ней относиться с христианской точки зрения?

Христианский взгляд на смерть

Физическую смерть не следует смешивать с духовной, или вечной смертью. Духовной смертью является то состояние, в котором находится человек до своего спасения, т.е. до уверования: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф.2:1-2). Таким образом, человек считается духовно мертвым до тех пор, пока его дух не оживет во Иисусе Христе: «…и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,благодатью вы спасены, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф.2:5-6).

Вечная смерть – это не небытие, не прекращение существования, это вечное осуждение Божие, которое постигнет всех тех, кто не уверовал в Иисуса Христа во время земной жизни. Вечная смерть – это «озеро огненное» (Откр.20:14), вечные мучения. Иисус сказал, что приближается час, когда все, находящиеся в гробах, воскреснут (Ин.5:28). 
Умирая, неверующий человек, у которого нет никакой надежды, оказывается перед лицом осуждения и вечных мук вне присутствия Господнего: «…в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2Фес.1:8-9).

Другое дело – это смерть верующего человека. Он освобожден от ее власти. Писание повествует, что Христос стал человеком «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2:14-15). Хотя смерть является общим врагом, верующему во Христа уже не нужно больше отдаваться страху перед ней. 
Физическая смерть в этом случае является вхождением в присутствие Христово. Жало смерти уж устранено Иисусом Христом, и христианин умирает во Христе (1Кор. 15:55-57), попадая в рай, на небеса. Там верующий находится не только с Господом, но и имеет «блаженное упование» – общение с другими верующими (Тит.2:13).

Возникает вопрос: правильно ли делают на Западе, когда похороны верующих родственников превращают в радостный праздник? Когда мир захлестнула пандемия коронавируса, то всем стало не до смеха. Правда, в новостях я слышала такое свидетельство одной европейской женщины: «Мы даже не можем похоронить наших родственников по-христиански: собраться, устроить веселую вечеринку, проводить их на небеса. Тела сжигают даже без присутствия родственников». Так плакать или радоваться на похоронах христианина?

Обратимся к истории Иисуса Христа и Его друга Лазаря. Лазарь умер и Иисус плакал у его гробницы (Ин.11:35), хотя знал, что Он воскресит друга: «Иисус говорит ей: воскреснет брат твой» (Ин.11:23). С человеческой точки зрения, смерть всегда ассоциируется со скорбью: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше» (Еккл.7:2-3). 

Конечно, когда умирает неверующий человек, то это трагедия. Хотя, крошечная надежда всегда есть. Вдруг он слышал о Христе, и в последний момент успел призвать Его имя? Никогда не отмахивайтесь от тех, кто пытается сообщить вам Благую Весть. В этот момент речь всегда идет о вашей вечной жизни или смерти.

Христианам нужно реально смотреть на неизбежность смерти, но и не забывать о конечной победе: «…«поглощена смерть победою». Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1Кор.15:54-57). У христиан есть надежда, поэтому Апостол Павел говорит: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1Фес.4:13-14).

Светлана Мясникова
Церковь Благодати, г. Кирово-Чепецк
(в статье использованы некоторые примеры 
из книги И.Медведевой и Т.Шишовой «Узники свободы»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: