6 июля 2022 г.

Послание к ЕВРЕЯМ святого апостола Павла

 

Время написания послания можно определить довольно точно. Отсутствие какого-либо упоминания в послании о разрушении Иерусалимского храма указывает на то, что автор писал его до 70-го года н.э. Вполне вероятно это 63-65 г. н.э.

Послание было адресовано прежде всего еврейским христианам. Христианская вера не была для них новизной. По всей вероятности, они должны были быть зрелыми людьми и подготовленными слушателями. Эти евреи слышали Евангелие, проповедуемое апостолами на заре Церкви, видели великие чудеса Святого Духа, подкреплявшие эту проповедь. Однако, столкнувшись с гонением и преследованием, они переживали определенные разочарования. Некоторые из них оставляли собрание, где они могли взаимно ободрять друг друга. 

Павел стремится укрепить их веру во Христа, терпеливо объясняя превосходство Божиего откровения и искупления в Иисусе Христе. «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошёл во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принёс Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел, для служения Богу живому и истинному! И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евр.9:11-15).

Послание к Евреям уникально среди новозаветных посланий по своему строению: «Начинается как трактат, продолжается как проповедь и заканчивается как письмо» (Ориген).

Основная мысль настоящего послания заключается в том, что Бог только в Иисусе Христе полностью открылся людям, и что только через Иисуса Христа людям возможно войти в Божие непосредственное присутствие. Павел развивает мысль об Иисусе как об источнике вечного спасения.

Это единственная в Новом Завете книга, развивающая концепцию служения Иисуса Христа как Первосвященника. Сострадающий Христос как небесный Первосвященник милостиво относится к грешникам и наделяет их силой, помогающей им быть стойкими в вере. «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твёрдо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4:14-16).

Ключевое слово этой книги – «лучше» (оно употребляется 14 раз). Иисус лучше, чем ангелы и все ветхозаветные пророки. Он предлагает лучший покой, завет, надежду, первосвященничество, искупительную кровную жертву и лучшие обетования.

Послание содержит одну из лучших в Библии  глав о вере (глава 11). «...без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6).

Апостол Павел многократно ссылается на Ветхий Завет, постоянно возвращается к Священным Писаниям и порядкам израильтян, напоминает, что Бог открывался израильтянам в Ветхом Завете многократно и многообразно в снах, видениях и через ангелов. Послание к Евреям не оставляет сомнения в том, что Бог убедительно говорил Израилю в пророках, и что Он раскрылся нам во всей полноте и окончательно в Сыне. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил» (Евр.1:2).

Послание предупреждает об опасностях духовного отступничества более, чем любая другая книга Нового Завета. «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого» (Евр.3:12).

Послание к Евреям посвящено наиболее насущным практическим вопросам, играющим первостепенную роль в жизни каждого человека. Действительно ли Иисус – Сын Божий? Может ли верующий быть уверен в том, что попадет в рай? Почему Иисусу пришлось пострадать? Как Иисус помогает нам, когда мы испытываем искушения? Что такое непростительный грех? Верно ли то, что уже сейчас, на этой земле, у верующего может быть доступ в духе в самое присутствие Божие? Что понимается под верой? Почему христианам приходится страдать? Зачем Иисусу нужно быть нашим Первосвященником? 

И поскольку, как в первом веке н.э., так и сегодня, ответ на эти вопросы может быть дан только посредством обращения к Библии, автор Послания как бы предлагает своим читателям брать в руки Библию, находить эти ответы. Поэтому, Послание к Евреям, как и все Священное Писание, это не просто «памятник христианской мысли», а Слово Божие, обращенное к каждому из нас. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). 

Ведет рубрику Любовь Королева, используя различные

богословские источники

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: