12 апреля 2017 г.

КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ

Книга получила свое название по имени автора. Исаия принадлежал к иудейской аристократии, был высокообразованным человеком и призванным пророком Божиим. 

Сам Господь призвал Исаию на высокое служение, и поэтому пророк являет самое преданное послушание воле Божией и безусловное доверие Ему.

Исаия был призван к своему служению в год смерти иудейского царя Озии, который царствовал с 780 по 740 г. до Р.Х. Служение пророка приходится на период правления четырех иудейских царей: Озии (740 г. до Р.Х.), Иоафама (750-735 гг. до Р.Х.), Ахаза (735-715 гг. до Р.Х.) и Езекии (729-686 гг. до Р.Х). Исаия видел отступничество царей и нечестие народа, и в гневных пророчествах, обличая грехи  Иудеи и Израиля, предупреждал о бедах, которые постигнут народ Божий.

 Пророческое слово Исаии – это обличение вероотступников и предсказание грядущих наказаний. Он пророчествует об Израиле, Иудее, равно как и о других народах.

Основным предметом обличения у Исаии стало неверие и непокорность народа Божиего, который, уподобившись другим народам, исполнился гордости, высокомерия и самолюбия.«Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, – повернулись назад» (Ис.1:2-4). Но пророк не только обличает, он призывает благочестивых израильтян искать Господа, уповать на Божие Царство, хранить Божий мир внутри самих себя.

На протяжении второй половины VIII в. до Р.Х. пророк обличал лицемерных алчных, потакающих своим прихотям, циничных правителей, которые своей развращенностью привели народ в состояние нравственного упадка.

Пророк предсказал Божий суд, который окончательно решит как судьбу недостойных правителей, так и судьбу всего народа. Трагическое предсказание пророка о том, что израильский народ со всеми его богатствами в назначенное Богом время будет уведен в Вавилон, стало основой дальнейшего служения Исаии, который был призван утешить и воодушевить скорбящих в плену. 

В серии пророчеств, всеобъемлющих и одновременно конкретных, Исаия предсказал падение языческого Вавилона  и спасение остатка Израиля. Более чем за сто лет до воцарения Кира он возвестил о том, что этот персидский царь будет Божиим помазанником и посланником, который возвратит остаток Израиля в обетованную землю. Исаия предупреждал Израиль о наказании за грехи. Но, несмотря на все наказания, наступит время благодати – день, когда Бог пошлет Спасителя и иудеям, и еллинам.

Исаия предсказывал пришествие Слуги-Спасителя, более великого, нежели Кир. Этот безымянный Раб принесет народам праведный суд, установит новый завет с Господом, станет светом для язычников, возьмет на Себя грехи всего мира и воскреснет из мертвых. Новый Завет отождествляет Слугу-Спасителя с Господом Иисусом Христом, Который есть Сам Бог во плоти.

Известный также как «евангельский пророк» Исаия много говорил о Божьей милости к Израилю. Центральным местом книги Исаии является ни с чем несравнимая 53-я глава, описывающая Христа как закланного Агнца Божиего.

Пророк Исаия о смерти и воскресении Иисуса Христа

«Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.
Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.
Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис.53:3-12).

Пророк Исаия о посте

«Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:
«Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?»
 – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.
Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет:«вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное» (Ис.58:2-9).

Ведет рубрику Любовь Королева,
 используя различные богословские источники

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: