22 ноября 2017 г.

ИСТОРИЯ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ХРИСТИАНСТВА В РОССИИ

Начало читайте здесь

Иван Степанович Проханов
 (1869—1935)
Период с 1882 по 1896 гг. для евангельско-баптистского движения в России был мрачным временем жестоких гонений. Но в этих испытаниях закалялась стойкость верующих. Существующие общины расширялись, и появлялись новые группы верующих.

ПРИЗНАНИЕ ФАКТА СУЩЕСТВОВАНИЯ РУССКИХ БАПТИСТОВ. Годы спада гонений (1897-1905 г.г.)

Этот период характеризуется официальным признанием существования русских баптистов, на которое вынуждено было пойти царское правительство перед неоспоримыми фактами противозаконных действий, выявленных Правительственным Сенатом, которые совершались местными судами и мировыми съездами против баптистов. С конца 1896 года участились случаи отмены Кассационным департаментом Сената приговоров местных судов. К этому же присовокупилось поданное в 1895 году на имя императора прошение от имени группы семейств русских баптистов Кавказа, центральных губерний России . В защиту гонимых за веру стали все громче раздаваться голоса на Родине: появлялись статьи в либеральных газетах и журналах, осуждающие подобные преследования.

ЕВАНГЕЛЬСКО-БАПТИСТСКОЕ БРАТСТВО В период (1905 -1912 г.г.)

Мрачное время гонений сменилось в 1905 году временем веротерпимости, объявленной двумя царскими указами (от 17 апреля 1905 года и от 17 октября 1906 года).

Многие общины поспешили воспользоваться хотя бы тем, что предоставлялось, для скорейшей легализации евангельской деятельности. В 1908 году – Петербургская община евангельских христиан, руководимая И.С.Прохановым, а затем – русская община баптистов, руководимая В.А.Фетлером. Вскоре были зарегистрированы и начали евангелизационную работу многие евангельско-баптистские общины в крупных городах и селениях провинции.

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЙ И ГОНЕНИЙ (1912-1917 г.г.)

Едва окрепнув и организовавшись после дарования религиозных свобод (1905—1906 г.г.), евангельско-баптистское братство в 1912 году встретило новую волну преследований, гонений и репрессий. 4 октября 1910 года министерство внутренних дел разослало циркуляр, ограничивающий действия указов 1905 -1906 г.г. и существенно стеснявший свободу религиозных собраний и право проповеди Евангелия.

Крещение на реке Яуза в Москве, 1927
Именно в этот период возникают и начинают действовать на постоянных началах община евангельских христиан и община баптистов в Москве. В начале века Москва представляла собой быстро растущий город с населением, перевалившим за миллион человек, с быстро развивающейся экономикой и огромным количеством неразрешенных социальных проблем, главной из которых было большое количество бедных и обездоленных людей. Кроме того, Москва традиционно являлась ведущим центром религиозной жизни, где не было недостатка в людях, живущих религиозными изысканиями. Поэтому евангельская проповедь нашла в Москве благодатную почву. Прежде всего она коснулась сердец простого народа. Это было отличительной чертой первых шагов евангельского благовестия в Москве по отношению к Петербургу, где пробуждение прежде всего затронуло аристократические круги. В Москве высшие слои общества практически остались равнодушными к евангельской проповеди.

В 1909 году Московская община евангельских христиан окончательно оформилась и перешла на легальное положение. Ее первым руководителем стал Федор Савельевич Савельев, который основал в России евангельский кружок еще в 1897 году.

В 1910 году Московская баптистская община также официально заявила о себе. Ставший с этого года во главе Семен Прокопьевич Степанов официально зарегистрировался в качестве наставника баптистов.

Евангельско-баптистское братство в период Первой мировой войны

В июле 1914 года кайзеровская Германия объявила войну России. Россия вступила в Первую мировую войну. Будучи по своему призванию гражданами неба, евангельские христиане-баптисты никогда не оставались в стороне от земных гражданских обязанностей, разделяя со всем народом его радости, беды и горе.

В первые же месяцы войны баптисты Петроградской общины «Дома Евангелия» организовали «Лазарет Дома Евангелия» с обслуживанием раненых сестрами-сиделками. По всем общинам баптистов и евангельских христиан был организован сбор средств в фонд «Милосердного Самарянина»: для оборудования и содержания лазаретов, помощи раненым, их семействам и семьям погибших; раздачи книг Священного Писания и полезного чтения уезжавшим на фронт и раненым в лазаретах. Петроградская община евангельских христиан организовала три сбора средств для нужд Отечества.

Но как оценило царское правительство проявление такого патриотизма со стороны евангельских верующих? В течение 1912-1916 годов деятельность союзов баптистов и евангельских христиан была парализована: не разрешалось проведение съездов, преследовались даже совещания правлений и советов союзов.

Видный деятель российского евангельско-баптистского движения Иван Степанович Проханов, вспоминая об этом времени писал: «В августе 1914 года жизнь в России изменилась. Первой из мер правительства была в ограничении для всех обществ и собраний, как гражданских, так и религиозных. Наши недруги использовали эти военные условия, чтобы начать новые преследования. 

Церковные руководители стали писать в газетах, что евангельские христиане, имеющие веру, которая отличается от православной, ненадежные люди и представляют политическую опасность. Конечно, это была ложь. Тем не менее, их гонения на  евангельских христиан таким образом были оправданы в глазах многих православных людей, которые не знали подлинной истины… Во многих местах не только евангельские церкви были закрыты, но и их проповедники и служители арестовывались и ссылались в Сибирь. Многие из ссыльных были направлены в Нарым, район в центральной части Сибири, отличающийся холодом и суровым климатом. 

Тем не менее, евангельские верующие, несмотря на негативное отношение государства, господствующей церкви и находящейся под их влиянием значительной части общества, продолжали вести евангелизационную и благотворительную работу, призванную прежде всего оказывать помощь нуждающимся и особенно раненым».


Использованы материалы сборника «История баптизма»,
составитель С.В.Санников.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: