Начало читайте здесь
Иван Степанович Проханов
(1869—1935)
|
Период с 1882 по 1896 гг. для евангельско-баптистского движения в
России был мрачным временем жестоких гонений. Но в этих испытаниях закалялась
стойкость верующих. Существующие общины расширялись, и появлялись новые группы
верующих.
ПРИЗНАНИЕ ФАКТА
СУЩЕСТВОВАНИЯ РУССКИХ БАПТИСТОВ. Годы
спада гонений (1897-1905 г .г.)
Этот
период характеризуется официальным признанием существования русских баптистов,
на которое вынуждено было пойти царское правительство перед неоспоримыми
фактами противозаконных действий, выявленных Правительственным Сенатом, которые
совершались местными судами и мировыми съездами против баптистов. С конца 1896
года участились случаи отмены Кассационным департаментом Сената приговоров
местных судов. К этому же присовокупилось поданное в 1895 году на имя
императора прошение от имени группы семейств русских баптистов Кавказа,
центральных губерний России . В защиту гонимых за веру стали все громче
раздаваться голоса на Родине: появлялись статьи в либеральных газетах и
журналах, осуждающие подобные преследования.
ЕВАНГЕЛЬСКО-БАПТИСТСКОЕ
БРАТСТВО В
период (1905 -1912 г .г.)
Мрачное
время гонений сменилось в 1905 году временем веротерпимости, объявленной двумя
царскими указами (от 17 апреля 1905 года и от 17 октября 1906 года).
Многие
общины поспешили воспользоваться хотя бы тем, что предоставлялось, для
скорейшей легализации евангельской деятельности. В 1908 году – Петербургская
община евангельских христиан, руководимая И.С.Прохановым, а затем – русская община
баптистов, руководимая В.А.Фетлером. Вскоре были зарегистрированы и начали
евангелизационную работу многие евангельско-баптистские общины в крупных
городах и селениях провинции.
ВОЗОБНОВЛЕНИЕ
ПРЕСЛЕДОВАНИЙ И ГОНЕНИЙ (1912-1917
г .г.)
Едва
окрепнув и организовавшись после дарования религиозных свобод (1905—1906 г.г.),
евангельско-баптистское братство в 1912 году встретило новую волну
преследований, гонений и репрессий. 4 октября 1910 года министерство внутренних
дел разослало циркуляр, ограничивающий действия указов 1905 -1906 г .г. и существенно
стеснявший свободу религиозных собраний и право проповеди Евангелия.
Крещение
на реке Яуза в Москве, 1927
|
Именно
в этот период возникают и начинают действовать на постоянных началах община
евангельских христиан и община баптистов в Москве. В начале века Москва
представляла собой быстро растущий город с населением, перевалившим за миллион
человек, с быстро развивающейся экономикой и огромным количеством неразрешенных
социальных проблем, главной из которых было большое количество бедных и
обездоленных людей. Кроме того, Москва традиционно являлась ведущим центром
религиозной жизни, где не было недостатка в людях, живущих религиозными
изысканиями. Поэтому евангельская проповедь нашла в Москве благодатную почву.
Прежде всего она коснулась сердец простого народа. Это было отличительной
чертой первых шагов евангельского благовестия в Москве по отношению к
Петербургу, где пробуждение прежде всего затронуло аристократические круги. В
Москве высшие слои общества практически остались равнодушными к евангельской проповеди.
В
1909 году Московская община евангельских христиан окончательно оформилась и
перешла на легальное положение. Ее первым руководителем стал Федор Савельевич
Савельев, который основал в России евангельский кружок еще в 1897 году.
В
1910 году Московская баптистская община также официально заявила о себе.
Ставший с этого года во главе Семен Прокопьевич Степанов официально
зарегистрировался в качестве наставника баптистов.
Евангельско-баптистское
братство в период Первой
мировой войны
В
июле 1914 года кайзеровская Германия объявила войну России. Россия вступила в
Первую мировую войну. Будучи по своему призванию гражданами неба, евангельские
христиане-баптисты никогда не оставались в стороне от земных гражданских
обязанностей, разделяя со всем народом его радости, беды и горе.
В
первые же месяцы войны баптисты Петроградской общины «Дома Евангелия»
организовали «Лазарет Дома Евангелия» с обслуживанием раненых
сестрами-сиделками. По всем общинам баптистов и евангельских христиан был организован
сбор средств в фонд «Милосердного Самарянина»: для оборудования и содержания
лазаретов, помощи раненым, их семействам и семьям погибших; раздачи книг
Священного Писания и полезного чтения уезжавшим на фронт и раненым в лазаретах.
Петроградская община евангельских христиан организовала три сбора средств для
нужд Отечества.
Но
как оценило царское правительство проявление такого патриотизма со стороны
евангельских верующих? В течение 1912-1916 годов деятельность союзов баптистов
и евангельских христиан была парализована: не разрешалось проведение съездов,
преследовались даже совещания правлений и советов союзов.
Видный
деятель российского евангельско-баптистского движения Иван Степанович Проханов,
вспоминая об этом времени писал: «В августе 1914 года жизнь в России
изменилась. Первой из мер правительства была в ограничении для всех обществ и
собраний, как гражданских, так и религиозных. Наши недруги использовали эти
военные условия, чтобы начать новые преследования.
Церковные руководители стали
писать в газетах, что евангельские христиане, имеющие веру, которая отличается
от православной, ненадежные люди и представляют политическую опасность.
Конечно, это была ложь. Тем не менее, их гонения на евангельских христиан таким образом были
оправданы в глазах многих православных людей, которые не знали подлинной
истины… Во многих местах не только евангельские церкви были закрыты, но и их
проповедники и служители арестовывались и ссылались в Сибирь. Многие из
ссыльных были направлены в Нарым, район в центральной части Сибири,
отличающийся холодом и суровым климатом.
Тем не менее, евангельские верующие,
несмотря на негативное отношение государства, господствующей церкви и
находящейся под их влиянием значительной части общества, продолжали вести
евангелизационную и благотворительную работу, призванную прежде всего оказывать
помощь нуждающимся и особенно раненым».
Использованы
материалы сборника «История баптизма»,
составитель С.В.Санников.
составитель С.В.Санников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: