20 июля 2019 г.

ТВЕРДОЕ ОСНОВАНИЕ ВЕРЫ


Человек так устроен, что ему необходимо во что-то верить. В Библии написано четкое определение веры: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1). 

Несмотря на то, что многие люди считают себя неверующими, они все равно верят в себя, в окружающий мир, даже атеизм – это вера, вера в ничто, отрицание теизма. При всем уважении к атеизму, но без теизма (веры в Бога), атеизма (отрицания Бога) просто бы не было.

Во что только не верят люди. Приходилось часто слышать, что у каждого своя вера. Тогда можно спросить: вера во что? Многие даже не знают этого, просто верят во что-то и все. В разных частях мира люди принимают некоторые приметы на веру. Большинство из них не поддаются никакому объяснению, но некоторые все же имеют под собой некую плоскость и историческую, и языческую.

Уже очень давно люди ориентируются на народные приметы, которые основаны на наблюдении человека за поведением животных и растений, их реакцией на изменения погоды. Некоторые, тонко подмеченные природные явления, могут иметь под собой погодные закономерности. Наблюдение помогает в нужное время сеять урожай для максимального его сбора, в нужное время собирать его, сушить, заготавливать впрок. 

В древние века от сбора урожая зависели жизни целых народов, поэтому им уделяли огромное значение. Но смена времен года и подмеченные народом приметы только и говорят о порядке Божием, устроенном на заре времен, о том, что весна и лето, осень и зима будут сменять друг друга. «Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт. 8:22).

Но некоторые приметы сегодня доводятся до абсурда. На американском континенте, например, приход весны в последние 100 лет предсказывает сурок. Панксатонский Фил – знаменитый лесной сурок из города Панксатони в США, якобы умеющий предсказывать погоду. Согласно традиции, во время праздника «День сурка» люди пытаются предсказать начало весны по его выходу из домика. Если он увидит тень и сразу же вернётся домой, то зима будет ещё долго, если же не увидит и останется, то весна будет ранняя. 

Эта традиция пришла в США и Канаду из Германии вместе с переселенцами. По подсчётам американских климатологов, точность предсказаний Фила составляет 39%. Зоологи считают, что сурки в неволе живут до 10 лет. Жители города Панксатони утверждают, что Фил – это всегда один и тот же сурок, а другие сурки, предсказывающие погоду, являются самозванцами. Долгожительство Фила объясняется тем, что, якобы, члены клуба сурка дают ему особый эликсир, удлиняющий его жизнь каждый раз на 7 лет. По этой легенде Филу в 2018 году исполнилось 177 лет, так как первое упоминание о «пенсильванском сурке», который, по мнению местных немцев, может предсказывать погоду» было сделано ещё 5 марта 1841 года.

История с сурком показывает то, что обычные природные явления, обычные приметы превращаются в суеверия, в особую религию, и многие люди, вопреки здравому смыслу, полагаются на сурка в определении весны, устраивают в его честь праздники, ставят его во главу угла. Новоявленные праздники на основе народных примет являются видоизменением более древних праздников. 

Так у кельтов празднование дня сурка выпадает на один из четырёх самых важных праздников – день весны Имболк, на который также было принято предсказывать погоду. В России сегодня широко распространен праздник встречи весны – масленица. Традиционно на масленицу пекут блины, как символ солнца, света и тепла. В эти дни проходят народные гулянья, венцом которых является сжигание чучела масленицы, символа зимы. Праздники и ожидание весны – это хорошая традиция, но они не должны превращаться в языческое поклонение.

Праздники являются напоминанием последующим поколениям того, что происходило с нашими предками, так же, как и памятники. Сам Бог призывал вспоминать прошлое, ставить памятники для будущих поколений и отмечать праздники. Иакову Бог однажды сказал: «Я Господь Бог…Землю на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему….» И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его» (Быт.28:13-18).

Но не все праздники в наше время являются напоминанием реальных исторических событий. И это четко нужно понимать. Если еврейский народ отмечает праздник Пурим, то все знают, что это событие произошло в реальном времени, Библия доносит до нас имена исторических личностей, благодаря которым был спасен еврейский народ от истребления. 

Праздник Пасхи, заповеданный Богом, являлся историческим событием, который никогда не подлежал сомнению. Праздник «День Победы» 9 мая, повсеместно с размахом отмечаемый во многих странах мира, имеет под собой четкую историческую основу. Что нельзя сказать о других празднованиях, таких, как масленица, день сурка, разные другие мероприятия, также подтягивающиеся под народные праздники. Это скорее суеверия, не основанные ни на чем реальном.

Суеверия – для тех, кто в них верит – это способ «договориться» с судьбой и повлиять на то, что обычно зависит только от случая. И даже тот, кто верит только во взаимосвязь вещей, прямо влияющих друг на друга, назовет одно или пару самых популярных суеверий. Суеверие – это тоже вера, но не в Создателя, а нечто непонятное, оно так и называется – суетная вера, суетливая, ненастоящая, нетвердая, пустая.

Верующий человек основывает свою веру на твердом основании. «Вера – от слышания, а слышание – от слова Божия» (Рим.10:17). В противном случае, она превращается в пустую веру, или суеверие. Иногда, нечто разумное можно довести до абсурда, как, впрочем, и все в нашем мире можно превратить в пыль, если постоянно следить за черными кошками, бояться рассыпать соль, избегать числа 13 во всех его проявлениях, не передавать предметы через порог, да мало ли еще примет, которые мы используем в повседневной жизни, даже не задумываясь об их происхождении.

Стоит ли отрицать, что и в наше время человек хватается за любую соломинку, успокаивая себя крохотной надеждой, что потеря восполнится каким-то счастьем. Ведь бывают такие моменты в жизни, когда может помочь только надежда, ничтожная вера во что-то, пусть это и неправда, но даже самый маленький огонёчек надежды способен победить дурные, чёрные мысли, так часто одолевающие человека в таком жестоком и, как ему кажется, враждебном мире. Вот поэтому кто-то ищет успокоение и надежду в амулетах, ждет милости от сурка. Но это ли придает человеку уверенность и внутреннее спокойствие?

Можно ли обращать на это внимание и стараться не прогневить высшие силы? Спокойствие стоит очень дорого, особенно в современном быстром мире, когда большинство людей настолько заняты своими делами, что не могут найти свободную минутку и отделить природные закономерности, жизненные вопросы от надуманных суеверий. Человеку намного легче плюнуть через левое плечо, свернуть с дороги, если пробежала черная кошка, повязать на дерево ленточку или красную нитку на руку, чтобы наверняка быть уверенным, что с ним в ближайшее время не случится ничего плохого. А вера или суеверие это, не так уж и важно.

Но нужно ли это все делать? Бог сказал: «Не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему, ты Мой… так как ты дорог в очах Моих, многоценен» (Ис.43:1-4). Каждый верующий человек принадлежит Богу, в этом может быть источник душевного спокойствия и уверенности в завтрашнем дне. 

Если человеческая натура такова, что он все равно должен во что-то верить, хотя бы в черную кошку в черной комнате, то не разумнее было бы направить свое сердце не к непонятным кошкам, суркам, астрологам, или другой нечисти, а прилепиться всем сердцем к ГосподуГосподу, Которого не видя, но ощущая всем сердцем, можно поблагодарить за мир вокруг нас, за нашу жизнь, за то, что сегодня новый день, и мы можем встречать его в добром здравии с улыбкой и хорошим настроением.

Наталья КУДРЯШОВА 
г.Кирово-Чепецк

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: