За
годы своей протестантской жизни я неоднократно слышал проповеди о том, что
христианин должен учиться любить себя. Поднимать свою самооценку. Якобы с этого
шага начинается любовь к ближним. Ведь сказано: «…возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39).
Когда я
слышал подобные проповеди, мне почему-то, грешным делом, вспоминался известный
мультик по пьесе Е. Шварца, в котором главной злодейкой была выведена нежно
любящая самоё себя Баба-Яга:
Василиса.
А ты себя, видно, любишь?
Баба-яга.
Мало сказать люблю, я в себе, голубке, души не чаю. Тем и сильна. Вы, людишки,
любите друг дружку, а я, ненаглядная, только себя самоё. У вас тысячи забот
– о друзьях да
близких, а я только о себе, лапушке, и беспокоюсь (Евгений Львович Шварц. Два клёна).
Мне
представляется, что заигрывание с поп-психологией сыграло с нами злую шутку.
Думаю, что учение о «поднятии самооценки» – это расхожий церковный миф.
Вот
мои аргументы:
1. Повеление любить
ближнего не содержит повеления любить самого себя.
Господь
не призывает нас любить самих себя, но говорит, что наша любовь к ближнему
должна быть такой же силы, как наша любовь к себе. При этом подразумевается,
что уж кого-кого, а себя-то мы любим. Уж в самих-то себе, голубчиках, мы души
не чаем (как та Баба-Яга)!
Христос сравнивает ту любовь, которая у нас покамест
в дефиците и к которой надо стремиться (любовь к ближнему) с той, что у нас
имеется в изобилии. Ведь сравнивать можно только с тем, что уже реально
существует. Например, в похожей фразе и похожем повелении в пятой главе
Послания к Ефесянам Павел пишет: «Так должны мужья любить своих жён, как свои
тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти
к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь» (Еф.5:28-29). Здесь
тоже идеал сравнивается с уже существующей реалией. Подразумевается, что тело
своё мы уже и так любим. Остаётся только к этому же уровню любви подтянуться,
когда речь заходит о любви к жене.
Поэтому
заявления о том, что вторая наибольшая заповедь учит нас любить себя, неверны
даже с точки зрения синтаксиса и логики.
2. Человек с «низкой
самооценкой» на самом деле любит себя не слишком слабо, а слишком сильно.
Человек,
который постоянно ноет о том, что его никто не любит, или скорбно молчит, дуясь
на весь мир, или плача разглядывает себя в зеркале, скорбя о своём уродстве, на
самом деле очень сильно любит себя.
Мы
всегда думаем о тех, кого любим. Мысли о любимом вытесняют из головы все прочие
размышления.
Человек с «низкой самооценкой» только и думает, что о себе. Даже
когда завидует окружающим, он подспудно жалеет себя и считает, что к нему
должны быть более справедливы Бог, судьба и окружающие его люди. Но при этом
думает он не о Боге, не о судьбе и не о ближних. Думает он о себе! Ему нечем
любить ближнего, потому что сердце его занято.
Настоящее
же смирение всегда способно вызвать подлинный интерес к ближнему. По этому
поводу хорошо сказал К. С. Льюис:
«Не
думайте, что настоящее смирение – вкрадчивость и елейность, нарочитое
подчёркивание собственного ничтожества. Встретив действительно смиренного
человека, вы, скорее всего, подумаете, что он весёлый, умный парень, который
проявил неподдельный интерес к тому, что вы говорили ему. А если он не
понравится вам, то, наверное, потому, что вы ощутите укол зависти к человеку,
который способен так легко и радостно воспринимать жизнь. Он не думает о своём
смирении; он вообще не думает о себе» (К. С. Льюис. Просто христианство).
Даже
человек, который искренне ненавидит себя и на этом основании не любит других,
всё равно самолюбив.
Поначалу
одно «я» он ценит – своё.
Но когда он убеждается в том, что эта драгоценная личность исполнена скверны,
гордость его уязвлена, он вымещает злобу сперва на нём самом, затем – на всех. Он глубоко
себялюбив, но уже иначе, навыворот, и довод у него простой: «Раз я себя не
жалею, с какой же стати мне жалеть других?» (К. С. Льюис. О любви к себе).
Людей
с «низкой самооценкой» необходимо не учить любить себя. Им нужно постоянно
напоминать о том, что надо бы полюбить ещё кого-то кроме себя. Именно этот
евангельский призыв они должны услышать!
3. Любовь к себе в
Библии прямо названа грехом.
Даже
в Ветхом Завете эгоизм считался грехом: «Ибо
нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя» (Пс.9:24).
А Христос говорит, что ученики Его должны «ненавидеть
душу свою в мире сем» (Ин.12: 25) и «самую
жизнь свою» (Лк.14:26). Первым из признаков греховного «последнего времени»
апостол Павел называет себялюбие, эгоизм: «Ибо
люди будут самолюбивы…» (2 Тим.3:2).
4. Новый Завет
призывает нас к жертвенной любви, которая возможна только при подлинном
самоотречении.
Писание
призывает нас к такой любви, которая не просто не поощряет эгоизм, но даже
сводит на нет наш инстинкт самосохранения: «Нет
больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).
Чтобы отдать жизнь за друга, надо любить не себя, а друга. Примером такой
дружбы стал Сам Господь, отдавший жизнь за нас.
О
мучениках, которые любили Господа больше жизни сказано, что они «не возлюбили души своей даже до смерти»
(Откр.12:11).
Господь
требует от нас полного самоотречения и на меньшее Он не согласен: «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за
Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет
душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережёт
её» (Лк.9:23-24).
Евангельский
призыв не учит нас: «Возлюби себя!», но «Отвергнись себя!»
5. Ну и наконец,
ценность нашей личности придаёт не наша самооценка, а Божья оценка.
Нам
не нужно любить себя, потому что нас любит Бог! С Его точки зрения за нас
стоило умереть! Это не значит, что мы в чём-то хороши и достойны Его любви, это
означает, что Он нас любит! Он возлюбил мир и отдал Сына Своего на смерть за
нас (Ин.3:16). Так чего ж нам ещё надо? Разве не растворяется бесследно в
океане Его любви грязная лужица нашего себялюбия? Стоит ли хранить немощную
любовь к себе, пестовать и взращивать её, если у нас есть любовь Творца
вселенной и Вседержителя?
Так
что купайтесь в Его любви и забудьте навсегда о том, что вонючие лужи себялюбия
лучше!
Да
благословит вас Бог!
Павел Бегичев
«СОВРЕМЕННОЕ ХРИСТИАНСКОЕ МИФОТВОРЧЕСТВО
И РАЗРУШЕНИЕ
МИФОВ»
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: