4 сентября 2015 г.

БИБЛЕЙСКАЯ МУДРОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Священное Писание уникально, потому что его автор – Сам Бог. «Все Писание богодухновенно». Это – кладезь божественной мудрости, дарованной человеку. Зная это, многие классики мировой литературы обращались к библейским текстам. Еще Горький призвал молодых писателей учиться мастерству на языке Библии, Псалтыря.
Многие фразеологизмы, встречающиеся в современном языке, взяты из Библии. О них и поговорим.

Внести лепту.
Многие из нас знакомы с выражением «внести большую (или весомую, немалую и т.д.) лепту». В буквальном значении лепта – мелкая медная монета в Древней Греции и Иудее. Переносное значение – это посильное подаяние. Вклад в общее дело. 

Современный фразеологизм «внести лепту» исходит из библейского выражения «лепта вдовицы» из евангельского рассказа о пожертвованиях в сокровищницу Иерусалимского храма (Мк.12:42; Лк.21:2). 

Лепта вдовицы – символ жертвы, малой, но очень значительной по своей внутренней, нравственной ценности. Это то, что совершается по велению души, по закону морального долга. Потому-то лепта и не может быть больше или меньше. Тогда уже надо говорить просто о вкладе (который может быть существенным и огромным), а не о лепте. Неправильно говорить «вложить немалую или весомую лепту».

Альфа и омега – первая и последняя буквы греческого алфавита. Под этим выражением понимается «первое и последнее, начало и конец, основа всего». «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, который есть и был и грядет, Вседержитель»  (Откр.1:8).

Блудный сын – нравственно блуждающий, распутный человек. Или другое значение: человек, покинувший какое-либо содружество, коллектив, привычные занятия в поисках новой среды, а в последствии вернувшийся к прежнему (Лк.15:11-32).

Вавилонское столпотворение
– творение, создание башни, столпа (беспорядок, неразбериха). «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу  всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем  там язык их, так чтобы они не понимали речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле, и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт.11:4-9).

Соль земли – лучшая,наиболее активная, творческая сила народа,
«Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф.5:13).

Нести крест – нести труд, скорбь с терпением, разделяя это с другими людьми, помогая им. «И когда повели Его, то, захватив некого Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом» (Лк.23:26).

Глас вопиющего в пустыне – напрасный призыв к кому-либо, голос, остающийся без внимания и ответа. «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис.40:3).

Святое святых– самое внутреннее отделение скинии или  храма, где помещался ковчег завета и куда однажды в год имел право входить только первосвященник (Лев.4:6). Святое святых – это место мало или совсем недоступное для непосвященных.
Это выражение может означать:
– Особо оберегаемое, недоступное помещение;
– Место, к которому относятся с почтением;
– Помещение, в котором ведутся особо ответственные работы;
– Внутренний, сокровенный мир человека;
– Нравственная основа, убеждения человека.

Не хлебом единым – смысл этого выражения сводится к тому, что человек должен заботиться не только о материальном, но и о духовном бытии. «Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4).

На круги своя – все повторяется. Это выражение является излюбленным мотивом светской поэзии.
«Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги своя» (Еккл.1:6).

Говорить на ветер – говорить понапрасну. «Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то, как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер» (1Кор.14:9).

Одним мир(р)ом мазаны – так говорят о единомышленниках, о каком-либо сходстве взглядов, поведении и т.д. Мирра или смирна – хорошо известное благовонное вещество, употребляющееся и в медицине. Была ценным продуктом на Востоке ив Европе. Мирра употреблялась для священного помазания.

Изливать душу – исповедаться, рассказать о самом сокровенном. В 1 книге Царств говориться. Что бездетная Анна молилась в Силоме о ниспослании ей сына. Которого она обещала посвятить Богу. «… и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего. И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я – жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом» (1Цар.1:13-15).

Манна небесная – то, что дается человеку свыше, без его труда; жить за счет чужой заботливости, надеяться на чудо.
«…и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им» (Пс.77:24).

Камень преткновения – препятствие, помеха в каком-либо деле. «Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна» (1Пет.2:7).

Краеугольный камень – основа чего-либо.«Камнь, который отвергли строители, соделался главою угла»(Пс.117:22).

Суета сует – бесполезное занятие. «Сета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все суета!» (Еккл.1:2).

Семь печатей, за семью печатями – речь идет о чем-то недоступном.
«И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями» (Откр.5:1).

Перековать мечи на орала – перейти от вражды к миру. «И будет Он судить народы и обличит племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис.2:4).

Фома неверующий – недоверчивый человек. В Библии один из двенадцати Апостолов, по имени Фома. «Фома же, один из двенадцати, называемый близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и казал: мир вам! Потом  говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал  Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:24-28).

Сучок в глазу – недостаток другого человека. «Что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь» (Лк.6:41).

Козел отпущения (искупления) – человек, несущий ответственность за чужую вину, лицо, которому достается за чужие грехи. «Вот с чем должен входить Аарон во святилище: с тельцом в жертву за грех и с овном во всесожжение»; «И возьмет двух козлов и поставит их пред лицем Господним у входа в скинии собрания;и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения», «и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он кола в пустыню» (Лев.16:3,7,8,22).


Напоследок, хочется пожелать читателям пользоваться богатейшими языковыми средствами со знанием, ведь  «сколько…различных слов в мире. И ни одного из них нет без значения»(1Кор.14:10).

М.Кочтюрк
Христианская газета

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: