Священное Писание уникально, потому что его автор – Сам Бог. «Все Писание
богодухновенно».
Это – кладезь божественной мудрости, дарованной человеку. Зная это, многие
классики мировой литературы обращались к библейским текстам. Еще Горький
призвал молодых писателей учиться мастерству на языке Библии, Псалтыря.
Многие
фразеологизмы, встречающиеся в современном языке, взяты из Библии. О них и
поговорим.
Внести
лепту.
Многие
из нас знакомы с выражением «внести большую (или весомую, немалую и т.д.)
лепту». В буквальном значении лепта – мелкая медная монета в Древней Греции и
Иудее. Переносное значение – это посильное подаяние. Вклад в общее дело.
Современный фразеологизм «внести лепту» исходит из библейского выражения «лепта
вдовицы» из евангельского рассказа о пожертвованиях в сокровищницу
Иерусалимского храма (Мк.12:42; Лк.21:2).
Лепта вдовицы – символ жертвы, малой,
но очень значительной по своей внутренней, нравственной ценности. Это то, что
совершается по велению души, по закону морального долга. Потому-то лепта и не
может быть больше или меньше. Тогда уже надо говорить просто о вкладе (который
может быть существенным и огромным), а не о лепте. Неправильно говорить
«вложить немалую или весомую лепту».
Альфа
и омега –
первая и последняя буквы греческого алфавита. Под этим выражением понимается
«первое и последнее, начало и конец, основа всего». «Я есмь Альфа и Омега,
начало и конец, говорит Господь, который есть и был и грядет,
Вседержитель» (Откр.1:8).
Блудный
сын –
нравственно блуждающий, распутный человек. Или другое значение: человек,
покинувший какое-либо содружество, коллектив, привычные занятия в поисках новой
среды, а в последствии вернувшийся к прежнему (Лк.15:11-32).
Вавилонское
столпотворение
–
творение, создание башни, столпа (беспорядок, неразбериха). «И сказали они:
построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде
нежели рассеемся по лицу всей земли. И
сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И
сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они
делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и
смешаем там язык их, так чтобы они не
понимали речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле, и они
перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь
язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт.11:4-9).
Соль
земли
– лучшая,наиболее активная, творческая сила народа,
«Вы
– соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже
ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф.5:13).
Нести
крест
– нести труд, скорбь с терпением, разделяя это с другими людьми, помогая им. «И
когда повели Его, то, захватив некого Симона Киринеянина, шедшего с поля,
возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом» (Лк.23:26).
Глас
вопиющего в пустыне
– напрасный призыв к кому-либо, голос, остающийся без внимания и ответа. «Глас
вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези
Богу нашему» (Ис.40:3).
Святое
святых–
самое внутреннее отделение скинии или
храма, где помещался ковчег завета и куда однажды в год имел право
входить только первосвященник (Лев.4:6). Святое святых – это место мало или
совсем недоступное для непосвященных.
Это
выражение может означать:
–
Особо оберегаемое, недоступное помещение;
–
Место, к которому относятся с почтением;
–
Помещение, в котором ведутся особо ответственные работы;
–
Внутренний, сокровенный мир человека;
–
Нравственная основа, убеждения человека.
Не
хлебом единым
– смысл этого выражения сводится к тому, что человек должен заботиться не
только о материальном, но и о духовном бытии. «Он же сказал ему в ответ:
написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из
уст Божиих» (Мф.4:4).
На
круги своя –
все повторяется. Это выражение является излюбленным мотивом светской поэзии.
«Идет
ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и
возвращается ветер на круги своя» (Еккл.1:6).
Говорить
на ветер
– говорить понапрасну. «Так если и вы языком произносите невразумительные
слова, то, как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер» (1Кор.14:9).
Одним
мир(р)ом мазаны –
так говорят о единомышленниках, о каком-либо сходстве взглядов, поведении и
т.д. Мирра или смирна – хорошо известное благовонное вещество, употребляющееся
и в медицине. Была ценным продуктом на Востоке ив Европе. Мирра употреблялась
для священного помазания.
Изливать
душу –
исповедаться, рассказать о самом сокровенном. В 1 книге Царств говориться. Что
бездетная Анна молилась в Силоме о ниспослании ей сына. Которого она обещала
посвятить Богу. «… и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только
двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною. И сказал ей
Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего. И отвечала Анна, и
сказала: нет, господин мой; я – жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила,
но изливаю душу мою пред Господом» (1Цар.1:13-15).
Манна
небесная
– то, что дается человеку свыше, без его труда; жить за счет чужой
заботливости, надеяться на чудо.
«…и
одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им» (Пс.77:24).
Камень
преткновения –
препятствие, помеха в каком-либо деле. «Итак, Он для вас, верующих,
драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который
сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна» (1Пет.2:7).
Краеугольный
камень
– основа чего-либо.«Камнь, который отвергли строители, соделался главою
угла»(Пс.117:22).
Суета
сует
– бесполезное занятие. «Сета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все
суета!» (Еккл.1:2).
Семь
печатей, за семью печатями – речь идет о чем-то недоступном.
«И
видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне,
запечатанную семью печатями» (Откр.5:1).
Перековать
мечи на орала
– перейти от вражды к миру. «И будет Он судить народы и обличит племена; и
перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на
народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис.2:4).
Фома
неверующий
– недоверчивый человек. В Библии один из двенадцати Апостолов, по имени Фома. «Фома
же, один из двенадцати, называемый близнец, не был тут с ними, когда приходил
Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не
увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и
не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме
ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал
посреди них и казал: мир вам! Потом
говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою
и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:24-28).
Сучок
в глазу
– недостаток другого человека. «Что ты смотришь на сучок в глазу брата
твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь» (Лк.6:41).
Козел
отпущения (искупления) – человек, несущий ответственность за чужую вину, лицо,
которому достается за чужие грехи. «Вот с чем должен входить Аарон во
святилище: с тельцом в жертву за грех и с овном во всесожжение»; «И возьмет
двух козлов и поставит их пред лицем Господним у входа в скинии собрания;и
бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий
для отпущения», «и понесет козел на себе все беззакония их в землю
непроходимую, и пустит он кола в пустыню» (Лев.16:3,7,8,22).
Напоследок, хочется пожелать читателям
пользоваться богатейшими языковыми средствами со знанием, ведь «сколько…различных слов в мире. И ни
одного из них нет без значения»(1Кор.14:10).
М.Кочтюрк
Христианская газета
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: