13 декабря 2016 г.

СОСТРАДАНИЕ - БОЖИЙ ПУТЬ

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна  1864 – 1918 г.г.
«Сострадание – основной закон человеческого существования», – сказал Федор Достоевский.

Милость, которую мы оказываем голодным, нищим, больным, странникам, пленникам, Иисус Христос воспринимает как оказанную Ему лично: «…Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:35-40).

Такие люди, как Мать Тереза, великая княгиня Елизавета Федоровна и другие являются для нас примером сострадания к ближнему.

Елизавета Федоровна родилась в 1864 году в протестантской семье Людвига 4 и принцессы Алисы, дочери Английской королевы Виктории. Дети воспитывались в традициях старой Англии. Они сами выполняли домашнюю работу, а одежда и еда были самыми простыми. Кроме того, они постоянно ездили с матерью в госпитали, приюты, дома для инвалидов. Большую часть состояния родители тратили на благотворительные нужды.

На 20-м году жизни принцесса Елизавета стала невестой Великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра 2. Став женой Великого князя и переехав в Россию, она приняла Православие.

Когда в 1904 году началась русско-японская война, Елизавета Федоровна немедленно занялась организацией помощи фронту. Все залы Кремлевского дворца были заняты мастерскими для пошива обмундирования, тюками с продовольствием и медикаментами, огромные пожертвования шли от жителей Москвы и из провинций.

На свои средства Княгиня сформировала несколько санитарных поездов, лично от себя посылала Евангелия на фронт.
В 1905 году Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом. Своими руками Княгиня собрала останки горячо любимого мужа, разбросанные по снегу. После этого поехала в тюрьму, где содержался убийца. Она просила его покаяться и прочитать Евангелие, которое держала в руке. Но он отказался.

После всех этих событий собрала часть своих драгоценностей и отдала их в казну, а остальное потратила на строительство «обители Марфы и Марии» для бедных и больных в Москве. Она сняла траурное платье и облачилась в белое одеяние крестовой сестры со словами: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих».

В качестве главного средства от недугов настоятельница обители всегда предлагала Евангелие и покаяние в грехах. Здесь исцелялись те, от кого отказывались врачи. Если она видела, что усилия бесполезны и человек умирает, то говорила: «Безнравственно утешать умирающих ложной надеждой на выздоровление, лучше помочь им по-христиански перейти в вечность».

После заключения Брест-Литовского мира германское правительство добилось согласия Советской власти на выезд Княгини за границу. Но она отказалась уехать из России со словами: «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня! Я много читала Евангелие, и, если осознать ту великую жертву Бога Отца, который послал Своего Сына умереть и воскреснуть за нас, тогда мы ощутим присутствие Святого Духа, который озаряет наш путь. И тогда радость становится вечной. Даже если наши бедные человеческие сердца и наши маленькие земные умы будут переживать моменты, которые кажутся очень странными. Мы работаем, молимся, надеемся, и каждый день чувствуем милость Божию».

В апреле 1918 года на третий день после Пасхи Елизавету вместе с двумя сестрами милосердия Варварой и Екатериной арестовали и вывезли в Пермь. По пути в ссылку она написала письмо в обитель: «Господи, благослови! Да утешит и укрепит вас Воскресение Христово. Надо сильнее прилепиться к Богу и отдать Ему свое сердце, т. е. самого себя. Будем терпеливы и смиренны. Не ропщем и благодарим за все. Да будет имя Господне благословенно навеки».

В ночь на 18 июля вместе с другими узниками Елизавету Федоровну отвезли на заброшенный железный рудник недалеко от Алапаевска, где стали избивать прикладами и сбросили в шахту. Княгиня крестилась и громко молилась: «Господи, прости им. Ибо не ведают, что творят!». Мученики умерли в страшных страданиях от голода, жажды и тяжелых увечий. Сама, изнемогая от боли, на выступе шахты Елизавета Федоровна перевязывала головы раненым, разрывая подол своей юбки.

Свидетели рассказывают, что из глубины доносилась Херувимская песнь, которую пели страдальцы перед переходом в вечность.
Но самым ярким примером сострадания к людям являются страдания и смерть Сына Божия – Иисуса Христа.

Каждый раз, когда мы обвиняем Бога в том, что страдаем, надо вспомнить о вочеловечении Бога – моменте, когда Он пришел, чтобы жить среди нас. В начале Своего служения Иисус объявил, что исцелять духовно больных – одна из Его задач: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу…» (Лк.4:18).

В Евангелиях Иисус ни разу не отказывает просящему в физическом исцелении, страдальцу – в помощи. Он отказался совершить только одно чудо исцеления – избавить Себя от крестных страданий. 

Когда самому Иисусу довелось испытать страдания, Он не показал Себя бесстрастным мучеником. В Гефсиманском саду Он лишь огромным усилием соглашается на предстоящую муку: «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:41-44).

Он присоединился к человечеству, вступив в историю, позволив нам увидеть Свой позор, наготу и боль. Всемогущий Бог позволил Своему Сыну страдать за нас, а это значит Сам Бог-Отец страдал вместо нас. «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53:3-5).

Наши молитвы, крики, страдания обретают большой смысл, потому что мы верим: Господь понимает нас и сейчас. Христос не только разделил нашу боль страдания на кресте, но Он преобразил природу боли Своим воскресением: «Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим.8:34-35,37).

Когда мы страдаем, то Христос страдает вместе с нами, но не только страдает, но и помогает, утешает. Единственное что требуется от нас – обратиться к Нему. Иисус Христос сказал: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Именно к Нему, а не к другим посредникам и ходатаям: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1Тим.2:5-6).

Он продолжает и сейчас тихо говорить прямо в наше сердце: «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит…» (Пс.36:4-5).


Светлана Мясникова,г. Кирово-Чепецк

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: