1 ноября 2014 г.

МЫСЛИ О СМЕРТИ


Недавно, скоропостижно и очень неожиданно ушел из жизни мой друг Сергей. Эта печальная новость застала меня врасплох, я не был к ней готов, не знал как реагировать и что с этим фактом делать! Чуть позже стали появляться естественные мысли о смерти, о ее природе и нашему к ней отношению. Вопрос к Вам: что такое – смерть, лично для Вас? Задавались таким вопросом? На него с ходу и не ответишь. 

Если подойти к определению смерти формально, то звучит оно так: «Смерть, это - необратимое прекращение жизнедеятельности организма». О ней даже думать не хочется, но иногда, к сожалению чаще, чем бы нам хотелось, мы вынуждены наблюдать за ее набегами на территорию жизни.

Мы привыкли слышать о смерти, иногда видеть ее разрушающее действие, умно рассуждать о ней на различных диспутах и ток-шоу. Порой мы видим ее в красочном, иногда в смешном, анекдотичном, лишенном горя и настоящего страдания виде. На всевозможных экранах, смерть даже может выглядеть привлекательно, что лишает нас возможности реально ее осмыслить, понять, оценить.  Одного мы не можем, – отождествить ее с собой, с тем, что она личностна; она – это потеря нашей, а не чьей-то, абстрактной, чужой жизни.

Как это ни парадоксально, но мы, любя жизнь, дорожа ею, боясь смерти, всяческими способами приближаем ее приход, расчищаем ей дорогу в нашу жизнь, делая ее поступь более легкой и свободной. Мы предоставляем ей массу услуг, возможностей, которые она перебирает в своих костлявых руках, как  игрушечные инструменты, решая, какие она будет использовать на этот раз. 

Мы убиваем себя, стараясь сохранить вкус жизни, ощущение ее в себе. Мы пьем, курим, принимаем наркотики, бегаем за чужими женами/мужьями, извиваемся в танцевальных конвульсиях в ночных клубах, орем тупые песни в караоке-барах, и все это для того, чтобы почувствовать, что мы живы, и живем не плохо, даже весело. Мы также способны убивать других (словом, делом, клеветой), чтобы они не дай Бог, не омрачили наше безмятежное существование своим присутствием, талантом, возможностями. И тем самым забираем, разрушаем чужую жизнь, ради сохранения своего, порой такого иллюзорного успеха.

У смерти есть целая армия помощников, которых поставляем в ее ряды мы сами. Мы, как рекламные агенты, распространяем заведомо ложные сведения о ней. Мы говорим себе, что это не страшно, что за ее порогом ничего иного нет, что нет ответственности за прожитую жизнь. Мы сами, на полигонах своей жизни, воспитываем и выпестовываем тех солдат (качества характера), которые, выучившись, в итоге и расстреливают нас. Посмотрим на некоторых из них более пристально. Итак, знакомьтесь…

1. Беспечность – самый успешный ассистент смерти, ее тайный агент и искусный декоратор, наводящий макияж на нашу жизнь, делая ее красивой, но фальшивой, с музыкой и радостными восклицаниями ведя ее (жизнь) на эшафот.
Мы беспечны в своем выборе цели, смысла жизни, траты времени (единственного, чего мы не можем производить) и денег, в выборе приоритетов, и в становлении внутренних ценностей,  в этом же списке и наше отношение к смерти. Невольно вспоминается глупая, безалаберная Крыловская стрекоза, или несчастный Гильен, жизнь которого оборвалась при помощи им же придуманного орудия казни (гильотины).  История полна биографиями такого рода людей, которые совершили акт самосожжения на различных игрищах и плясках земной жизни, не замечая холодного дыхания смерти, которая стремительно поглощала  их краткие годы. 

Беспечность – это та, пресловутая коса, отделяющая душу от тела, находящаяся в цепких руках смерти, которая собирает урожай…но для кого? Вот в чем вопрос. В чьих закромах будут ожидать встречи с Творцом бессмертные души людей?

Смерть – это реальность, от которой и нужно «плясать». Это данность, с которой согласны и атеисты и люди верующие в Бога, разнится лишь отношение к ней. Сенека как-то точно подметил, что наша основная ошибка в том, что мы относимся к смерти как к будущему событию, хотя все годы, которые мы прожили – уже в ее владении.

Задайте себе вопрос: «как влияет на мою жизнь, цели, времяпрепровождение, отношение к различным вещам данность смерти?». Если никак, то вы, как это ни прискорбно – глупец. Ибо только глупец может проигнорировать самое важное событие в своей жизни – это ее окончание, переход в иной мир, в вечность, которую мы не в силах ни контролировать, ни отказаться от нее, но мы можем повлиять на ее качественную составляющую, только при одном условии – мы должны быть живы. Но сегодня люди учатся убивать, а не жить, и часто от этого зависит их уровень зарплаты, место службы, сложность задач, и конечно же престиж профессии. Но чтобы научиться хладнокровно, убивать живых людей, и при этом иногда смотреть в их глаза, полные ужаса и немой мольбы о пощаде, нужно кое о чем забыть. Забыть о том, что у убиваемых ими людей тоже есть семьи, дети, что они тоже  полны жизни и желаний, и как это ни банально, но они попросту не хотят умирать. Забыть, или лучше убить в себе какие-то чувства, которые удерживают их руки от пролития человеческой крови. 

Это те чувства, которые вложил в нас Бог, чтобы мы любили друг друга, а не ненавидели – сострадание, жалость, участие, доброта, целый спектр переживаемых эмоций, которые делают человека похожим на своего Творца. Второй помощник смерти – алчность…

2. Алчность.

Для создания системы уничтожения  сегодня работают целые индустрии: оружейники, машиностроители, авиастроители, бактериологи, химики, ядерщики, солдаты и офицеры, гражданские и военные, мужчины и женщины. Убийство стало не только возможным, реальным, но и весьма прибыльным делом. Нести смерть, а не жизнь стало выгодно, и многие сегодня это делают своим ремеслом. Дают объявления в газеты наемные убийцы, наряду с сантехниками и электриками, визажистами и массажистами. Черные трасплантологи мародерствуют на полях, где ведутся военные действия и десятками погибают люди. Это стало почти нормальным явлением, что показывает вопиющую ненормальность положения дел в нашем обществе и состояния человеческого сердца.

Иногда, смотря на всю аморальность и разнузданность современного социума, на духовный и нравственный хаос в душах людей, хочется вспомнить «старое, доброе время, когда люди были другие», но, как говорил Екклесиаст: «что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: вот это новое, но это было уже в веках, бывших прежде нас» Еккл. 1:9,10.

Бог говорил об испорченности человеческого сердца и до, и после Великого Потопа: «И Господь увидел, что развращение людей на земле велико, и что все мысли и помышления их сердца были зло во всякое время; и Господь раскаялся, что создал человека на земле, и восскорбел в Своём сердце». «Господь сказал в Своём сердце: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человека – зло от его юности» Быт. 6:5; 8:21.

Каин, убив своего брата Авеля, положил начало шествию убийств на нашей земле. Оно всегда и практически везде считалось преступлением, но кого это останавливает? Из нашего сердца убийство входит в реальную жизнь людей, унося их жизни. 

Ученые сегодня ищут некий «ген преступности», чтобы найдя его, и простым, нейрохирургическим вмешательством решить проблему греха; какая наивность. Нельзя с помощью скальпеля решить духовную проблему. Грех живет в нашем сердце, отравляя собою все наше существо. Именно наше сердце является фабрикой изготовления и дизайнерским агентством всевозможных пороков и различного проявления зла. Из него исходят злые помыслы, как говорил Христос.

Пророк Иеремия говорил словами Господними, что лукаво сердце человеческое более всего, и крайне испорчено. Все Писание говорит нам об испорченности людей, о поражении грехом нашего сердца, о бесполезности усилий в попытках стать лучше. Наши порочные желания превозмогают нашу волю и тягу к красивому, доброму, вечному. Грех подавляет своей массой наши благие намерения быть честными, отзывчивыми и добрыми. И люди не останавливаются на убийствах себе подобных, они убивают даже самих себя, в чем-то разочаровавшись или потеряв смысл своей жизни. 

Перелистывая страницы истории хотя бы пары последних веков, и то диву даешься, с какой легкостью иногда люди расставались со своей жизнью. Неосторожно произнесенное слово давало повод убить человека, или быть убитым самому. Это дуэль и дуэлянты, убийцы и самоубийцы. Сколько достойных, и порой великих людей погибло таким образом. Лермонтов и Пушкин погибли на дуэли, отстаивая свою честь таким жестоким образом; Маяковский и Есенин сделали свой выбор – что-то видимо категорически не устраивало их в собственной жизни. А совсем недавно ушел из жизни великий комик – Робин Уильямс; почему? 

Мы не всегда можем с точностью дать ответ на этот вопрос, но одно точно – у них было определенное отношение к смерти, раз они решились на такой экстравагантный способ ухода из жизни. Что они думали о ней, как ее себе представляли, что было в их умах в образе смерти? А может им было просто скучно?

3. Скука

Наше прошлое тоже, к сожалению, не может порадовать нас иным отношением к смерти. В древнем Риме люди высшего сословия уходили из жизни (наскучив ею) с помощью кровопускания в бассейне, с бокалом вина в руке, в блаженной неге ожидая встречи с неизвестным и таким пугающе притягательным концом. Но эти же люди, днями раньше, отдавали на растерзание голодным зверям других людей, для публичной забавы одевая их в шкуры животных, чтобы ощущение охоты было более острым и правдоподобным. Для этого тоже нужно определенное, выработанное отношение к смерти, и к своей, и к чужой.

Исходя из всего вышесказанного, хочется задать тебе, дорогой читатель, да и себе самому вопрос: «Для чего ты живешь?». Потому как ответ покажет: живешь ты, или просто медленно пробираешься к своему грустному финалу - смерти. Твои цели и дела, расскажут о твоей жизни больше, чем весь пафос и апломб, которым человек порой пытается заретушировать собственную беспомощность и нужду в Боге, в попытках избежать смерти.

Смерть игнорирует наши социальные статусы и заслуженные регалии, нашу занятость и жизнелюбие. Ее не удивляет наш образ жизни, каким бы он ни был. На нее невозможно оказать давление, с ней не получиться договориться. Она может пинком открыть любую дверь, разорвать твое сердце, разрушить тело и ворваться в твою жизнь без спроса и предупреждения, разрушая тот порядок, который ты выстраивал всю жизнь. А может тихонько стучаться к тебе каждый день, предупреждая о том, что она рядом. Она может посетить твоих друзей, близких и этим вновь напомнить о себе. Она может надругаться над твоими желаниями и мечтами, которыми ты жил, отбирая у тебя жизнь. Смерть почти вездесуща и почти всемогуща. Она транслирует свои действия в медиа-пространстве, демонстрируя широчайший спектр своих возможностей. От нее нельзя откупиться, или прогнать как надоевшего коммивояжера. Она игнорирует неверие в ее силы и наше нежелание с ней встречаться, своими постоянными набегами на наше поле жизни. Однажды мы будем просто вынуждены ее принять.

Но как же принять эту непрошенную гостью? Как подготовиться к этой неизбежной встрече? А вот это уже зависит от того, в кого, кому, во что ты веришь, живя в теле, на этой земле.

Бог, и наши отношения с Ним – единственное, что может избавить нас от ужасающего чувства приближения смерти и придать, а вернее дать смысл нашей жизни, испытываемым нами страданиям, облагородить наши мечты и дать нам будущность и надежду в прощении наших грехов. Именно прощение принес на землю, для людей Христос, потому что именно в нем мы все нуждаемся и сегодня и каждый день. В этом прощении Он дал нам жизнь, приняв весь мрак греха и отчужденность от Бога на Себя, чтобы мы приняли Его жизнь, и разделили с Ним те обещания, которые Бог дал людям: вечную жизнь с Ним в новых, вечных реалиях. Бог не предлагает нам сменить наше географическое местоположение на земле, ОН предлагает изменить нашу жизнь, повлиять на вечность. 

Он предлагает нам не переезд в другую страну, но приглашает нас в Новый город, Его город. И в этом городе уже не будет слез и обид, недомолвок и догадок, предательства и обмана, болезни и боли. И, конечно же, в том новом Городе, не будет места смерти, которая царствует сегодня на земле. Только с Богом мы в силах принять смерть не как окончание всего, но как начало Нового, лучшего, вечного. 

Только веруя в Христа, мы можем сказать подобно апостолу Павлу: «Для меня жизнь – Христос, а смерть - приобретение». Приобретение, а не потеря. Я думаю, что это серьезная перспектива для каждого живущего на земле. И нужно делать выбор сегодня, живя в теле, понимая и анализируя реальность: где и с кем мы хотим проводить то, что мы называем загробной жизнью или попросту – Вечность. Жизнь с Богом на этой земле – это жизнь без ожидания тоскливого небытия, под гнетущим страхом смерти.

«Жить хорошо»  - как-то сказал один, всеми нами любимый, комедийный персонаж. Ему вторил другой, углубляя свое отношение к жизни: «…а хорошо жить – еще лучше». Я же считаю, что это полуфразы, не могущие ответить на глубинные вопросы человека, поэтому беру на себя смелость изменить эти размышления киношных героев: «…жить с Богом, жить вечно – лучше всего». Не так важно как и когда ты умрешь! Важно, как ты жил, для чего, для кого ты был важен и необходим, выстроил ли свои отношения со своим Создателем и пережил ли глубину прощения своих грехов! Вот это важно!  Итак: хочешь жить вечно? Живи с Богом!


Евгений Душаков, г. Йошкар-Ола



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: