17 декабря 2017 г.

ИСТОРИЯ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ХРИСТИАНСТВА В РОССИИ

Начало в №8 за 2017г.

БАПТИСТЫ И ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ В АТМОСФЕРЕ ВОИНСТВУЮЩЕГО АТЕИЗМА (1929-1942 гг.)

Этот период жизни баптистов и евангельских христиан, а также православных верующих отмечен суровыми переживаниями, вызванными переходом воинствующих безбожников к ограничительным мероприятиям религиозной деятельности верующих, рассчитанным на полное ее прекращение, а затем и на полную ликвидацию поместных общин. 

С 1929 года начались репрессии по отношению к наиболее выдающимся деятелям союзов баптистов и евангельских христиан в центре страны и на периферии. В связи с арестами своих работников региональные союзы баптистов в 1929 году прекратили свое существование. 

К 1931 году большинство общин баптистов и евангельских христиан официально прекратило свою деятельность. К 1936 году почти все поместные общины евангельско-баптистского братства были сняты с регистрации (пресвитеры их были репрессированы), молитвенные дома были отобраны.

Стало очевидно, что в целом политика новой власти направлена на построение общества свободного от всякой религиозной идеологии, т.е. атеистического общества.

НОВАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ
(1942-1960 гг.)

Великая Отечественная война заставила власти изменить свое отношение к верующим. К середине войны стало очевидным, что руководство страны взяло курс на нормализацию отношений с церквами.

Начало этого периода жизни евангельских христиан-баптистов обозначилось официальным объединением двух братств – баптистов и евангельских христиан. Стремление к сближению и объединению с особой силой проявилось в годы всенародных испытаний (в годы войны) и завершилось в 1944 году образованием единого Союза.

Начавшееся в годы всенародных испытаний духовное оживление в братстве характеризовалось в 1946 - 1948 годах еще более широким развитием. Повсюду шла легализация общин. Сообщались радостные вести о присоединении к церквам новых душ через водное крещение, торжественно проходили празднования Пасхи, Троицы, Рождества.

 Пятидесятые годы хотя и не были столь богаты количеством новообращенных, но Господь продолжал прилагать спасаемых к церкви. По имеющимся неполным данным, в 1956 году в общины было принято через крещение 7245 душ, а в 1957 году - 7687. 

До 1948 года по стране проходила почти беспрепятственная регистрация поместных общин ЕХБ. Но с 1948 года она была повсеместно прекращена. Это преследовало цель разделить евангельско-баптистское братство, их общины на зарегистрированные, хоть как-то защищенные в правовом отношении, и на незарегистрированные, находящиеся, по существу, вне закона. Вне регистрации оказалась половина существовавших на тот момент общин. Признание религиозной деятельности незарегистрированных общин незаконной повлекло за собой столкновение верующих с властями, применение к верующим различных санкций (штрафов, конфискации духовной литературы, репрессий в отношении служителей).

Начало 60-х годов.

К началу 60-х годов власть снова обеспокоилась сильным распространением религии среди населения страны. Годы правления Хрущева Н.С. стали новым испытанием для верующих в Советском Союзе, особенно сложными для евангельских верующих. Выдвинутая КПСС и советским правительством программа построения коммунизма предусматривала полное и окончательное преодоление «религиозных предрассудков». По всей стране была развернута злобная антирелигиозная компания, носившая клеветнический характер и рассчитанная на полную дискредитацию верующих перед общественным мнением.  Активные верующие, не исключая женщин, приговаривались к различным срокам тюремного заключения. Вместе с тем, как в сохранившихся церквах, так и в общинах действующих нелегально, не прекращалась активная духовная жизнь.

Конец 60-х, 70-ые и первая половина 80-х годов ознаменовались периодом относительного затишья в религиозных преследованиях. Верующие редко подвергались арестам и тюремному заключению, на смену которым пришли штрафы и краткосрочные административные аресты. Но вместе с тем власти по-прежнему жестоко пресекали все попытки проповеди Евангелия среди населения. Особенно жестоко относились к «вовлечению» молодежи в духовную жизнь, не стеснялись закрывать и без того немногие, официально разрешенные церкви и всячески препятствовали регистрации новых общин. Несмотря на это духовная и административная жизнь церквей не прекращалась, регулярно проводились пленумы и съезды ВСЕХБ.

Поворотным пунктом в современной истории евангельских христиан-баптистов стала перестройка, начатая М.С. Горбачевым в 1985 году. Ветер перемен, однако, поначалу мало коснулся религиозной жизни в СССР. В период между 1985 и 1988 годами о религии стали говорить больше, но коренных изменений в отношениях между верующими и государством не произошло. 

Переломным стал 1988 год, когда празднованию 1000-летия Крещения Руси был придан статус общенародного, а не сугубо религиозного торжества. Наметились тенденции к допущению религии в общественную жизнь. Началась регистрация новых религиозных объединений. 

В 1988 году евангельские христиане-баптисты  в Москве, как и в других городах России, проводили торжественные юбилейные богослужения. Стало возможным проведение евангелизационных мероприятий, где тысячи тысяч знакомились с евангельской историей. Одна за другой стали возникать новые евангельско-баптистские церкви и группы. Стало возможным совершать крещение в открытых водоемах при большом стечении народа. В кратчайшие сроки возникла и развилась отечественная издательская база для печати и распространения христианской литературы.

Положительная тенденция в отношениях между государством и верующими сохранилась и после распада СССР. Новое российское руководство было верно принципам свободы совести и религиозного равноправия, что отвечало не только вероучению и жизненным чаяниям христиан евангельско-баптистского исповедания, но и интересам других религиозных групп и деноминаций в Российской Федерации. Действовавшее до сих пор религиозное законодательство, пришедшее на смену ранее существующему дискриминационному постановлению ВЦИК РСФСР 1929 года «О религиозных объединениях», гарантировало полное соблюдение прав верующих и всех религиозных объединений.

Евангельские христиане-баптисты, испытав на себе все тяготы существования в тоталитарном обществе, с воодушевлением восприняли демократические перемены в жизни общества и государства. В период острых политических кризисов 1991-1993 годов множество баптистов молилось, а многие, как могли, прикладывали усилия для сохранения демократии.

Нам хорошо известно из нашей истории, чем грозит идеологическая монополия. Ограничение религиозных свобод может стать ничем иным как началом возвращения в тоталитарное прошлое.

Использованы материалы:

сборник «История баптизма» – составитель С.В. Санников; сборник Московского объединения церквей ЕХБ «ЕХБ в Москве и в России: прошлое, настоящее и будущее».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: