10 июля 2024 г.

Как Емельян Ярославский с Богом боролся, да не победил...


Е. Ярославский в молодости
В 1907 году в одинoчной кaмeре тюpьмы сидел молодой человек. Он был худощав, близорук и пытался мучительно преодолеть подступающее к сердцу отчаянье. Как он надеялся, что революционные события 1905 года охватят, как пламя, всю страну и разрушат прежний мир! Сколько сил он вложил в дело революции. Отдал себя партии большевиков, устраивал стачки, перевозил opyжие и запрещенную литературу, пoхopoнил невесту, yбитyю черносотенцами. Но все напрасно. Революция не разгорелась, а сам он попал в тюpьму. Теперь его ждали долгие годы неволи. Хотелось плакать над своей судьбой. Попросить помощи у кого-нибудь, хотя бы у Бога. Но в Бога гордый революционер Миней Губельман не верил. И запретил себе даже думать о молитве.

Мальчик, мечтающий о высоком положении в обществе

Миней Губельман родился в Чите в семье ссыльных. Мечтал учиться, но позволить себе такую роскошь не мог. В итоге все его образование свелось к сданным экстерном 4 классам гимназии. Окружающий порядок вещей он считал несправедливым и решил бороться с ним. Эти искания привели его к большевикам. Он оказался талантливым конспиратором и смелым агитатором. Сменил около 15 разных фамилий, в итоге остановился на имени «Емельян» и фамилии «Ярославский», взяв ее после организованной им стачки в Ярославле.

Неожиданный взлет

Февральская революция 1917 года изменила жизнь Емельяна кардинально. Он сразу же отправился в Москву, где принял горячее участие в подготовке Октябрьской революции. Он сделал головокружительную карьеру, став первым комендантом Кремля, членом Центрального комитета РКП(б).

Но после победы в Гражданской вoйне партия решила использовать всем известный атеизм и литературный дар Ярославского в своих целях. Требовалось перестроить страну, а для этого нужно было отказаться от прежних ценностей. И в первую очередь веры в Бога. Для людей, которые собрались строить рай на земле, вера в Царствие Небесное была совершенно лишней. Работу планировалось проводить на всех фронтах: и силой, и внушением, и с помощью страха. Именно эту деятельность и поручили Емельяну Ярославскому.

Первый безбожник СССР

Ярославский старался не за страх, а за совесть. «Борьба против религии – борьба за социализм», – провозгласил он. Курировал процесс изъятия церковных ценностей и закрытия храмов, преследования священников, репрессий для верующих. Параллельно организовал журналы «Безбожник», «Безбожный крокодил», «Безбожник у станка». Руководил изданием множества антирелигиозных брошюр, плакатов и открыток.

Над религией в любой ее форме он открыто насмехался, опошляя и унижая донельзя фигуры первых апостолов, мучеников и, конечно же, Христа. Полагал, что вера исходит из недостатка образования. Христианство рассматривал как религию эксплуататоров. Активно работал с молодежью. Ставил антирелигиозные спектакли и публичные мероприятия. Антирелигиозную деятельность Ярославский превратил фактически в борьбу с культурой, приказывая изымать из библиотек книги русских классиков и сжигать их, а также перестать исполнять музыку Моцарта, Генделя, Баха, Чайковского, Рахманинова и других композиторов из-за религиозной составляющей их творчества. Что там говорить! Ярославский пытался запретить даже «рождественскую елку», считая этот праздник «буржуазным» и глупым.

Целью деятельности воинствующего безбожника было свести количество религиозных людей в СССР к минимуму (к 1937 году их вообще не должно было остаться в стране).

За совокупность «научных» трудов Ярославский в 1939 году стал академиком. Наверное, это один из редчайших случаев в истории, когда данное звание присваивалось человеку с начальным образованием.

Конец земного пути

Ярославский тяжело зaбoлел в возрасте 63 лет, находясь на вершине своей карьеры. Возможно, что это произошло потому, что он крайне тяжело переживал, что Сталин после начала Великой Отечественной войны дал послабления церкви и закрыл возглавляемое им общество безбожников.

Бoлезнь уносила его силы. Это был тяжелый paк. Отчаянье вновь стало подступать к сердцу. Но он публично заявил, что своим убеждениям не изменит, что это испытание не подтолкнет его «поверить в поповские сказки». «Чтобы ни случилось, я останусь верен партии», – говорил он.

Сохранилась легенда, подтверждения в мемуарах современников, что в последние часы своей жизни Ярославский с yжасом кричал, показывая на темный угол комнаты: «Он уже здесь. Он ждет меня». Кого он имел в виду, было неизвестно. Но также несчастный безбожник умолял врачей «сжечь все его книги». И с этим он ушел в Вечность…

Так Емельян неожиданно для себя повторил путь Иакова – героя Пятикнижия Моисея, который «боролся» с Богом. Но если Иаков в этой борьбе укрепился в своей вере, то далекий потомок его народа напротив пытался всю жизнь доказать зияющую «Пустоту Небес».

Впрочем, бороться с Богом человек может, а вот победить Господа в этой борьбе уже не в его силах…

Людмила Грицай, https://dzen.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: