Франц Хальс
Святой Лука, ок. 1625
|
Общепризнано, что Евангелие от Луки и Деяния Апостолов принадлежат
одному автору.
Лука
– родом из Антиохии, а по профессии врач. Лука ясно утверждает, что о событиях,
записанных в его Евангелии, он узнал из рассказов очевидцев жизни и служения
Иисуса Христа: «… передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и
служителями Слова…» (Лк.1-3).
Лука
явно был обращенный из язычников, единственный не иудей из всех авторов книг
Библии. Признавая, что он составил свое описание из различных сохранившихся
источников, Лука не отрицал Божиего водительства в своем труде. Поэтому его
описание является надежным и истинным.
Из посланий Павла мы узнаем, что Лука был «врач возлюбленный» и верный
соработник Павла. А из посланий самого Луки мы видим, что он был
высокообразованный, талантливый писатель, добросовестный историк и вдохновенный
богослов.
Наиболее
вероятная дата написания Евангелия – самое начало 60-х годов I века. Это
Евангелие направлено к язычникам, а Господь Иисус представлен как Спаситель
мира, который пришел, как данное Богом спасение всем потомкам Адама. Лука
представил полное и точное описание всего, «что Иисус делал и чему учил от
начала до того дня, в который Он вознесся» (Деян.1:1-2).
Евангелие
от Луки начинается самыми подробными повествованиями о младенчестве Иисуса
(Лк.1:5-2:40) и содержит единственную толику информации об отрочестве Иисуса
(Лк.2:41-52).
Центральное
место в Евангелии от Луки занимает история спасения Богом грешного человечества
через Иисуса Христа. Евангелист с очевидностью показывает, что пришествие
Христа открыло путь спасения всем без исключения. В этой связи, он уделяет
особое внимание тем людям, которые в согласии с религиозными представлениями
древнего Израиля находились среди соотечественников в положении отверженных, но
которые теперь могли обрести мир в Божием спасении.
Лука
проявляет явный интерес к людям, проблемы и само существование которых
наверняка оставались вне поля зрения большинства современных ему авторов, а
именно к беззащитным: детям, женщинам и беднякам. Он уделяет много внимания
особой заботе Иисуса об этих людях, занимавших самую низшую ступень в структуре
израильского общества.
Особое
место в композиции Евангелия от Луки принадлежит повествованию о пути Иисуса
Христа в Иерусалим и о принятой Им там крестной смерти (Лк.9:51-19:44). По ходу
этого повествования, евангелист неоднократно подчеркивает действие Божиего
промысла в служении Христа и в Его смерти за грехи человечества: «…совершится
все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам,
и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его:
и в третий день воскреснет» (Лк.18:31-33).
Рассказывая
о молитвах Иисуса, предварявших важнейшие этапы Его служения, Лука настойчиво
высказывает своим читателям мысль о жизненной важности молитвы для человека. В
Евангелии от Луки приводятся девять молитв Иисуса Христа, причем семь из них
отсутствуют в других Евангелиях. В остальных трех Евангелиях нет также и многих
приводимых Лукой притч.
Весть
о Мессии в Евангелии от Луки часто сопровождается словами радости и восторга.
Только в этом Евангелии присутствуют радостные хвалебные песни, славящие
рождение Христа. «…благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой
и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока
Своего…» (Лк.1:68-69).
«И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам
великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе
Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; И внезапно явилось с Ангелом
многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних
Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк.2:10-11,13-14).
Евангелие
от Луки характеризуют семь основных черт:
1.Понятное,
подробное и последовательное изложение событий жизни Иисуса от зачатия до
вознесения;
2.Исключительный
литературный стиль, богатый язык изложения; Евангелие написано на превосходном
древнегреческом языке;
3.Универсальность,
подчеркивающая, что Иисус пришел принести спасение иудеям и язычникам;
4.Евангелие
подчеркивает заботу Иисуса о бесправных и беззащитных людях, включая женщин,
детей, нищих, изгоев общества;
5.Большое
внимание уделяется молитвенной жизни Иисуса и Его учению о молитве;
6.Указывается
на состояние радости, присущее тем, кто принимает Иисуса и Его весть;
7.Подчеркивается важность и основная роль
Святого Духа в жизни Иисуса и Его народа (Лк.1:15,41,67; 2:25-27; 4:1,14,18;
10:21; 12:12; 24:49).
Ведет рубрику Любовь Королева,
используя различные богословские источники
используя различные богословские источники
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: