2 декабря 2018 г.

ОСТАВЛЯЯ ВРЕМЕНА НЕВЕДЕНИЯ


Когда в 1973 году я окончила педагогический институт, то по распределению попала в школу поселка Мирный. Это был леспромхоз, рабочий поселок в глубине огромного леса. 

Добирались по узкоколейке, километров тридцать от основной железной дороги. Народ приезжал на заработки со всего Советского Союза. Среди лесорубов были мужчины разных национальностей: русские, украинцы, молдоване. Жили дружно. Приезжали, в основном, семьями, часто с детьми. В школе училось чуть более 80-ти детей, классы были небольшие. Коллектив педагогов состоял из молодых учителей, только что закончивших институт.

Со мной в 3-х комнатном щитковом доме жила Люба из Ярославля, учитель русского языка и литературы. Через год ее назначили директором школы. Я вела две ставки: всю математику, физику, черчение. Две комнаты у нас пустовали, а мы жили вместе в одной, рядом с кухней, поближе к печке. В комнате были две кровати и огромный стол, заваленный книгами и тетрадями. Посреди стола стояла керосиновая лампа, т.к. электричество в поселке ночью выключали. 

И вот, при мерцающем свете, мы с Любой сидели поздними вечерами у этого стола и проверяли тетрадки учеников, а также готовились к урокам на следующий день. За окном была кромешная тьма. Иногда тишина прерывалась нашим смехом, когда Люба читала отрывки из сочинений своих учеников.

В то время телевизоров в поселке не было, только радио. Иногда в местный клуб привозили художественные фильмы. Среди детей, конечно, были умные и смышленые, но общее развитие ребят страдало, как впрочем, у многих детей в любом месте, в любое время. Помню отрывок из сочинения одной девочки о В.И.Ленине: «Ленина многие помнят. Он написал много рассказов и сказок». Или такой отрывок: «К нему подошел старик, лет сорока, с большой окладистой бородой».

Когда в 90-х годах я уже работала в городе, то учитель литературы зачитала мне отрывок из сочинения своего ученика: «Повесть «Капитанская дочка» мне запомнилась тем, что Гринев не захотел целовать руку Пугачевой». Понятно, что ребенок не читал эту повесть, но слушал песни Аллы Пугачевой, поэтому решил, что речь идет о ней, а не об Емельяне Пугачевом.

В 1992 году я ездила в Москву на курсы учителей по тестированию. Там услышала такую мысль. Есть ядро знаний по любому школьному предмету. Если выпускник школы им не владеет, то ему трудно адаптироваться в жизнь. Многие аварии на производстве случаются по причине отсутствия элементарных знаний, например, по физике. Вернувшись в родную школу, решила провести среди выпускников тесты по разным предметам, включив туда самые элементарные вопросы. Что мне только не писали в ответах некоторые ученики! Особенно по истории, литературе и географии. Например: «В пустыне специализируются по разведению коров, а в тундре выращивают хлопок…». Конечно, было много выпускников, которые сделали все правильно.

Позднее это ядро знаний, необходимое каждому ученику, стали называть «обязательный уровень обучения» или «госстандарт», и включать в первую часть ЕГЭ. Да что там дети, даже умудренные опытом пенсионеры часто верят всевозможным мошенникам. Но, пожалуй, больше всего заблуждений у нас с вами в духовных вопросах. Какое там ядро знаний. Перемешалось все: случайно услышанное, где-то прочитанное, на себе испытанное. Все таинственное и необъяснимое считается божественным.

Одним из главных героев романа Фадеева А.А. «Разгром» является Морозка (Морозов Иван) – революционер и партизан. Но я сталкивалась с тем, что некоторые дети, которые не читали это произведение, считают главным героем Морозко, в образе Деда Мороза. Так и мы, не читая Библии, имеем неправильное представление о Боге, грехе, спасении, благодати, и о таких понятиях, как святость, любовь, смирение, благочестие. Например, на вопросы: «Что значит верить в Бога?» и «Что значит верить в президента?» ответы будут разные. Верить в Бога – верить, что Он есть. Верить в президента –доверять ему, а не только знать, что он у нас есть.

Верить в Бога – это не только признание того, что Он есть: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19). Если человек считает себя верующим только на основании того, что Бог единый существует, то он, конечно, хорошо делает, потому что другие вообще не верят в существование Бога. Но, оказывается, если верить только в это, то мы недалеко уйдем от бесов, которые не только верят, но и знают, что Бог есть.

Но «вера без дел мертва» (Иак.2:20). И здесь опять речь идет не о наших добрых делах, а о делах веры. А дела веры – это полное доверие Богу, вера в Его Слово, Его обетования. Это полное доверие Сыну Божию – Иисусу Христу, который и есть Слово Бога: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины…» (Ин.1:14). А добрые дела – это уже следствие нашей веры.

С этого номера газеты начинаем рубрику «Авторитет Библии», где будем говорить об основных понятиях, основываясь не на слухах и домыслах, а на Слове Божием – Библии. В этот раз поговорим о святости.

Когда произносим слова «Святой человек», то перед глазами встает старец, обязательно с бородой, в одежде монаха. Многие считают, что при жизни святые не грешили, а после смерти находятся ближе к Богу. Но в Библии сказано, что «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23).

Наверное, все согласятся с тем, что такие герои Библии, как царь Давид, апостол Павел и др. были святыми. Но вот что они говорили о себе. Давид обращается к Господу: «Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты… Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно» (Пс.24:6-11). Апостол Павел, проповедуя Евангелие, говорил: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим.1:15).

А вот что говорили о себе святые, канонизованные Православной церковью:
Ефрем Сирин: «Лукавая воля вводит меня в грехи, а когда согрешу, то слагаю вину на сатану. Но горе мне! Потому что во мне причина. Лукавый не заставит меня насильно согрешить. Грешу я по своей воле».

Игнатий (Брянчанинов): «Страшно не признать себя грешником! От непризнающего себя грешником отрекается Иисус: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9:13)».

Только благодать Божия очищает человека от греха, дает ему силу справляться с прегрешениями и делает его святым: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь…» (1Кор.15:7-10), продолжает свою речь апостол Павел.

В Библии святыми названы все верующие в Иисуса Христа. В Православии, чтобы отделить канонизированных святых от живых верующих даже появилось такое понятие, как «несвятые святые». Несколько лет назад вышла книга православного священника Тихона Шевкунова «Несвятые Святые», где речь идет о жизни и вере обычных христиан, верующих в Иисуса Христа и живущих в наше время.

Так что же такое святость, согласно Библии? И кто такие святые? Узнаем из статьи «Святость» в рубрике «Авторитет Библии».

Светлана Мясникова,
г. Кирово-Чепецк

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: