Когда в 1973 году я окончила педагогический институт, то по
распределению попала в школу поселка Мирный. Это был леспромхоз, рабочий
поселок в глубине огромного леса.
Добирались по узкоколейке, километров
тридцать от основной железной дороги. Народ приезжал на заработки со всего
Советского Союза. Среди лесорубов были мужчины разных национальностей: русские,
украинцы, молдоване. Жили дружно. Приезжали, в основном, семьями, часто с детьми.
В школе училось чуть более 80-ти детей, классы были небольшие. Коллектив
педагогов состоял из молодых учителей, только что закончивших институт.
Со
мной в 3-х комнатном щитковом доме жила Люба из Ярославля, учитель русского
языка и литературы. Через год ее назначили директором школы. Я вела две ставки:
всю математику, физику, черчение. Две комнаты у нас пустовали, а мы жили вместе
в одной, рядом с кухней, поближе к печке. В комнате были две кровати и огромный
стол, заваленный книгами и тетрадями. Посреди стола стояла керосиновая лампа,
т.к. электричество в поселке ночью выключали.
И вот, при мерцающем свете, мы с
Любой сидели поздними вечерами у этого стола и проверяли тетрадки учеников, а
также готовились к урокам на следующий день. За окном была кромешная тьма.
Иногда тишина прерывалась нашим смехом, когда Люба читала отрывки из сочинений
своих учеников.
В
то время телевизоров в поселке не было, только радио. Иногда в местный клуб
привозили художественные фильмы. Среди детей, конечно, были умные и смышленые,
но общее развитие ребят страдало, как впрочем, у многих детей в любом месте, в
любое время. Помню отрывок из сочинения одной девочки о В.И.Ленине: «Ленина
многие помнят. Он написал много рассказов и сказок». Или такой отрывок: «К нему
подошел старик, лет сорока, с большой окладистой бородой».
Когда
в 90-х годах я уже работала в городе, то учитель литературы зачитала мне
отрывок из сочинения своего ученика: «Повесть «Капитанская дочка» мне
запомнилась тем, что Гринев не захотел целовать руку Пугачевой». Понятно, что
ребенок не читал эту повесть, но слушал песни Аллы Пугачевой, поэтому решил,
что речь идет о ней, а не об Емельяне Пугачевом.
В
1992 году я ездила в Москву на курсы учителей по тестированию. Там услышала
такую мысль. Есть ядро знаний по любому школьному предмету. Если выпускник
школы им не владеет, то ему трудно адаптироваться в жизнь. Многие аварии на
производстве случаются по причине отсутствия элементарных знаний, например, по
физике. Вернувшись в родную школу, решила провести среди выпускников тесты по
разным предметам, включив туда самые элементарные вопросы. Что мне только не
писали в ответах некоторые ученики! Особенно по истории, литературе и
географии. Например: «В пустыне специализируются по разведению коров, а в
тундре выращивают хлопок…». Конечно, было много выпускников, которые сделали
все правильно.
Позднее
это ядро знаний, необходимое каждому ученику, стали называть «обязательный
уровень обучения» или «госстандарт», и включать в первую часть ЕГЭ. Да что там
дети, даже умудренные опытом пенсионеры часто верят всевозможным мошенникам.
Но, пожалуй, больше всего заблуждений у нас с вами в духовных вопросах. Какое
там ядро знаний. Перемешалось все: случайно услышанное, где-то прочитанное, на
себе испытанное. Все таинственное и необъяснимое считается божественным.
Одним
из главных героев романа Фадеева А.А. «Разгром» является Морозка (Морозов Иван)
– революционер и партизан. Но я сталкивалась с тем, что некоторые дети, которые
не читали это произведение, считают главным героем Морозко, в образе Деда
Мороза. Так и мы, не читая Библии, имеем неправильное представление о Боге,
грехе, спасении, благодати, и о таких понятиях, как святость, любовь, смирение,
благочестие. Например, на вопросы: «Что значит верить в Бога?» и «Что значит
верить в президента?» ответы будут разные. Верить в Бога – верить, что Он есть.
Верить в президента –доверять ему, а не только знать, что он у нас есть.
Верить
в Бога – это не только признание того, что Он есть: «Ты веруешь, что Бог
един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19). Если человек
считает себя верующим только на основании того, что Бог единый существует, то
он, конечно, хорошо делает, потому что другие вообще не верят в существование
Бога. Но, оказывается, если верить только в это, то мы недалеко уйдем от бесов,
которые не только верят, но и знают, что Бог есть.
Но
«вера без дел мертва» (Иак.2:20). И здесь опять речь идет не о наших
добрых делах, а о делах веры. А дела веры – это полное доверие Богу, вера в Его
Слово, Его обетования. Это полное доверие Сыну Божию – Иисусу Христу, который и
есть Слово Бога: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и
истины…» (Ин.1:14). А добрые дела – это уже следствие нашей веры.
С
этого номера газеты начинаем рубрику «Авторитет Библии», где будем говорить об
основных понятиях, основываясь не на слухах и домыслах, а на Слове Божием –
Библии. В этот раз поговорим о святости.
Когда
произносим слова «Святой человек», то перед глазами встает старец, обязательно
с бородой, в одежде монаха. Многие считают, что при жизни святые не грешили, а
после смерти находятся ближе к Богу. Но в Библии сказано, что «все согрешили
и лишены славы Божией» (Рим.3:23).
Наверное,
все согласятся с тем, что такие герои Библии, как царь Давид, апостол Павел и
др. были святыми. Но вот что они говорили о себе. Давид обращается к Господу: «Грехов
юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты…
Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно»
(Пс.24:6-11). Апостол Павел, проповедуя Евангелие, говорил: «Верно и всякого
принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из
которых я первый» (1Тим.1:15).
А
вот что говорили о себе святые, канонизованные Православной церковью:
Ефрем
Сирин: «Лукавая воля вводит меня в грехи, а когда согрешу, то слагаю вину на
сатану. Но горе мне! Потому что во мне причина. Лукавый не заставит меня
насильно согрешить. Грешу я по своей воле».
Игнатий
(Брянчанинов): «Страшно не признать себя грешником! От непризнающего себя
грешником отрекается Иисус: «Я пришел призвать не праведников, но грешников
к покаянию» (Мф.9:13)».
Только
благодать Божия очищает человека от греха, дает ему силу справляться с прегрешениями
и делает его святым: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь…»
(1Кор.15:7-10), продолжает свою речь апостол Павел.
В
Библии святыми названы все верующие в Иисуса Христа. В Православии, чтобы
отделить канонизированных святых от живых верующих даже появилось такое
понятие, как «несвятые святые». Несколько лет назад вышла книга православного
священника Тихона Шевкунова «Несвятые Святые», где речь идет о жизни и вере
обычных христиан, верующих в Иисуса Христа и живущих в наше время.
Так что же такое святость, согласно Библии? И
кто такие святые? Узнаем из статьи «Святость» в рубрике «Авторитет Библии».
Светлана Мясникова,
г. Кирово-Чепецк
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: