Пожалуй, один из наиболее известных, и, в каком – то смысле,
долгожданных, праздников, праздник Рождества. Думаю, с этим согласятся многие.
Причем не только верующие, но также и люди, далекие от церкви и религии.
Почему? На то много причин, и мы постараемся в этой статье поразмышлять о них.
Как знать, может быть, для кого-то, помимо обычной веселости колядок и красиво
наряженной новогодней елки, в ней откроется то, что повергало в священный
трепет лучшие умы человечества. Даже самые великие….
Наш
рассказ – путь от обычного и повседневного в глубины непознанного и таинственного.
И чтобы успешно пройти его, необходимо не только потрудиться умом, но и открыть
свое сердце.
Итак,
готовы? Тогда, в путь…
Шаг1: ПОРАДОВАТЬСЯ, ИЛИ
ВРЕМЯ ШОПИНГА
Вообще-то
говорить о таких вещах как шопинг, размышляя о Рождестве, кажется на первый
взгляд кощунственно. Но факт остается фактом – на Западе выручки магазинов в
предрождественский период во много раз превышают среднегодовой уровень. При
этом предрождественская рекламная компания торговли начинается задолго (сейчас
почти за полгода) до самого праздника.
Я
далек от мысли осуждать тех, для кого праздник Рождества остается в памяти лишь
как веселое время покупок, колядок, рождественского праздничного стола. Человек
уж так устроен, ему необходимы периоды эмоционального подъема, веселости...
Однако, понимая всю значимость рождественских событий в истории человечества и
вглядываясь в около праздничную суету, не имеющую, либо имеющую мало общего с
истинным праздником, становится как-то грустно.
Однако
тем, для кого Рождество – это лишь праздничный стол, подарки и исполнение
обрядов, с сочувствием скажу, что они остаются за пределами настоящего
праздника. Такие люди, приобщаясь частичке общей радости, все же не понимают
глубинной сути происшедшего. Для них Рождество стоит в ряду других праздников,
веселых и загадочных. Таких как, например, день святого Валентина (он же день
влюбленных) или тот же Международный женский день. А это, поверьте, уже не
смешно.
Шаг
2: ПОЧУВСТВОВАТЬ, ИЛИ
В ПРИТВОРЕ ХРАМА
«И
что же дальше?» – спросите вы и скорее всего добавите: «Неужели я смогу
почувствовать что-то большее?» Да, уверен, и это подтвердят многие из тех, кто
обрел веру. Радость, о которой пойдет речь ниже, не есть довольство от удачной
покупки или эйфория от шумных рождественских и новогодних (что очень часто,
увы, неразделимо) праздников. Она – другая, о ней мы и поговорим сейчас.
Чтобы
сделать следующий шаг и пойти дальше в нашем рождественском путешествии,
следует переступить порог Церкви. Только здесь возможно приобщиться к истинной
атмосфере праздника, читая Евангелие, первоисточник рождественской истории.
Кто-то может сказать: Бог у меня в душе, зачем мне церковь, где собирается так
много людей, я как бы сам по себе.
Не стану спорить с такими людьми. Вопрос
этот задавали во все века, наверное, столько же, сколько существует
христианский мир. Замечу лишь, что будь это правда, Христос не собрал бы
учеников, а Петру не дал бы, по существу, задание организовать общину Своих
последователей – будущую христианскую Церковь. Так и сказал ему: «...ты –
Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою...» (Мф.16:18). Вот, наверное, и
весь ответ «одиноким» верующим. Но вернемся в Церковь. Понять, что такое
Рождество, «прочувствовать» его, невозможно без знания рождественской истории.
Без этого церковная служба будет непонятным действием, а радость верующих во
время нее необъяснима.
Об этой истории
повествуется со страниц Нового Завета, во всех четырех Евангелиях. Предлагаю
вспомнить ее. И, предваряя рассказ, заметим, что «встреча» Бога и человека,
Рождество, произошла во многом при очень, как принято говорить, случайных и
необычных обстоятельствах и совпадениях. Но обязательно добавим, что у Бога нет
случайностей...
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ
ИСТОРИЯ
Приход
Всевышнего в этот мир не был случаен. Действительно, об этом событии говорили
пророки, люди, призванные Богом и глашатаи Его истины, за много столетий до
Рождества. Более того (в это трудно поверить, но это так), время прихода Мессии
было рассчитано достаточно точно.
Прочитайте книгу пророка Даниила, главу 9,
стих 25, и вы убедитесь в этом. Скажем также, что период рубежа тысячелетий был
для еврейского народа временем напряженного ожидания прихода Посланника Божия.
Несмотря на это, увы, остается фактом то, что большинство евреев, современников
Христа, так и не узнали в Нём Мессии, воплощенного Бога, Спасителя. Почему?
Потому, что ждали сильного воина, царя, который сокрушит римские легионы,
повергнет казавшуюся всемогущей Римскую империю и установит владычество Израиля
над тогдашним миром. Христос же родился в бедной, хотя и царского рода
(оказывается, бывает и такое), семье плотника из полуязыческой области Израиля,
Галилеи. Словом, как и говорилось в пророчествах, не было «...в Нем ни вида,
ни величия...» (Ис.53:2).
Родился
Христос в городе Вифлееме, точно так, как об этом пророчествовал древний пророк
(Мф. 2:6). Но удивительно другое, то, что Мария, мать Христа и Иосиф, муж
Марии, прибыли туда незадолго до рождения будущего Мессии. Проживая в Назарете,
небольшом городке в Галилее, они переехали в Вифлеем, повинуясь императорскому
указу о переписи населения. Дело в том, что в те времена в Израиле был такой
порядок – приходить на перепись в город, откуда родом были предки. Оба, Иосиф и
Мария, были дальними потомками царя Давида, и потому приехали для переписи в
селение, бывшее родиной их знаменитого предка. Вот так, используя волю римского
императора, исполнилось пророчество о месте рождения Христа.
Нельзя
сказать, что все благоприятствовало Иосифу и Марии в этом путешествии. Так,
Евангелия повествуют, что им, по-видимому вследствие многолюдства, в Вифлееме
не нашлось даже пристойного места жительства. Единственным местом, где они
нашли приют, оказался хлев для животных, устроенный в пещере, а местом колыбели
для родившегося Младенца стали ясли – кормушка для скота. Пастухи, как
рассказывают Евангелия, в ночь Рождества «...содержали ночную стражу у стада
своего» (Лук. 2:8). Иначе говоря, охраняли стада беззащитных овец от
многочисленных хищников, выходящих ночью на охоту.
И далее в Евангелии мы
читаем, что неожиданно пастухам явился Ангел Господень. Среди тишины ночи как
бы открылась дверь в иной, потусторонний мир, и «слава Господня осияла их».
Событие, видимо, потрясло этих людей (уверен, и мы испытали бы то же),
написано, что они «убоялись страхом великим». И далее читаем: «И сказал им
Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос
Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лук.2:10-12).
То, что произошло дальше, коротко описано в Евангелии и с трудом поддается
ограниченному человеческому уму:
«И
внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и
взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лук.2:13-14). Это
потрясающее для самого искушенного воображения явление небожителей, славящих
Бога за Его великое благодеяние человеку, легло в основу многих произведений
искусства и известно как Великое славословие. Пастухи последовали словам Ангела
и «...нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях».
Вторая,
кроме пастухов, группа действующих лиц рождественской истории – волхвы. Мы
читаем о них в Евангелии от Матфея. Волхв – старорусское слово, в греческом
первоисточнике употребляется слово «маг».
Они
были жрецами, служителями культа. Когда Греция и Рим познакомились с персидской
религией, слово «маг» стало синонимом волшебного, таинственного. В этом же
смысле слово «магический» употребляется до сих пор.
Рождению
Христа сопутствовало необычное небесное явление. Волхвы, пришедшие в Иудею, так
говорят об этом и о цели своего визита: «...где родившийся Царь Иудейский?
ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф.2:2). На
древнем Востоке считали, что великим событиям на земле обязательно сопутствуют
явления в небесных сферах. Что это была за звезда? Кто-то из исследователей
считает, что – комета, кто-то, что – вспышка сверхновой звезды. Некоторые
толкователи уверены, что это было необычное расположение планет Солнечной
системы (греческий язык оригинала позволяет и такое толкование). Что это было в
действительности, наверное, неважно. Главное одно – рождение Спасителя стало
явлением вселенского масштаба.
В то время в Израиле царствовал могущественный
царь Ирод. Царствовал так, что на все последующие после его смерти, столетия,
его имя стало нарицательным. Когда хотят сказать, что человек очень плохой,
часто говорят, что он как «Ирод». Как и все тираны, он очень боялся одного -
потерять власть. И потому малейшее подозрение в измене могло стоить любому
человеку жизни. Словом, вся страна жила в страхе смерти по малейшему подозрению
в отсутствии лояльности к безумному царю. И вот в этой обстановке приходят в Иерусалим
волхвы и на улицах задают прохожим вопрос: где родившийся царь Иудейский? Что
произошло дальше?
Прочитайте эту историю. Она прекрасно описана во второй главе
Евангелия от Матфея, и мы не будем пересказывать ее. Скажем лишь, что несмотря
на все коварство Ирода, благодаря потустороннему вмешательству, волхвы не
выдали местонахождения Младенца. Они благополучно покинули Иудею, а Иосиф с
Мариею и Младенцем Христом бежали в Египет. Ирод не смог вынести такого
посрамления и к своим многочисленным злодеяниям добавил ещё одно – казнил в
Вифлееме всех младенцев мужского пола младше двух лет.
Все
обстоятельства Рождества видимые, но за
ними стоит тайна-тайна замысла Бога о спасении человека. Для чего было
Рождество? И если вы задали себе такой вопрос и пытаетесь найти на него ответ,
вы готовы, чтобы сделать следующий шаг.
Шаг
3: ПОНЯТЬ, ИЛИ
НА ПОРОГЕ ВЕЧНОСТИ
Итак,
чтобы сделать следующий шаг, надо задать себе вопрос «Зачем?». Скажу больше,
этот вопрос должен неизбежно возникнуть у человека, ищущего истину и для этого
зашедшего в храм или взявшего в руки Евангелие. Мне больше нравится то, как
говорят о таком человеке в церкви: как об «ищущей душе».
А вопрос этот
полностью звучит примерно так: «Зачем Богу было необходимо воплощаться в
человеческую сущность?». Ведь именно в этом и есть суть рождественских событий.
Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд. Если
Бог предвечен, безграничен, всемогущ, находится вне времени и пространства, то
человек по сравнению с Ним,... даже затрудняюсь найти сравнение, песчинка, что
ли? Впрочем, нет, это преувеличение. Ведь если наша родная планета Земля на
просторах Вселенной и есть как раз что-то даже меньшее песчинки, то что есть
тогда человек?
Кстати, вопрос этот о месте человека в сравнении с Богом
возникал в умах людей во все века, начиная с глубокой древности. Видимо,
пораженный этим сравнением, псалмопевец восклицает «... что [есть] человек,
что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс.8:5).
Как бы то ни было, безгранично великий и непостижимый Бог вселяется в безмерно
малое и утлое существо – человека.
ЗАЧЕМ?
Уверен,
что никогда в своей земной жизни мы не сможем до конца постичь тайны Божиего
промысла. Об этом прямо говорит апостол Павел, рассуждая о Рождестве и явлении
Всевышнего Бога в мир: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог
явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в
народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим.3:16).
Понимать
Рождество и приходить к Богу следует не умом, а сердцем, верою. Надо, как
говорит Писание, искать Его. В своей речи перед Ареопагом, афинским собранием мудрецов, апостол Павел
так говорит об этом: «От одной крови Он произвел весь род человеческий...,
дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от
каждого из нас...» (Деян.17:26-28).
Можно зайти в храм или дом молитвы,
побыть там, но так и не понять, вернее, не ощутить до конца тайну Рождества.
Только чтение Слова Божия, Библии, вдумчивое и с молитвой открывает нам то, что
сокрыто от разума. Многое открывается сердцем, и делает это, по твердому
убеждению христиан, Дух Святой. И тут мы подходим, на мой взгляд, к главному.
Размышляя
о Рождестве, очень важно понимание величия того, что совершил Бог. Ведь, увы,
большинство людей, размышляя о Рождестве, осмысливает все как-то обыденно,
поверхностно. Да, родился. Да, было чудо. Но все величие тайны Воплощения
ускользает от их мимолетного взора. Ведь во Христе в Рождество совершенный Бог
воплотился в человеке, соединился с человеческой природой. Зачем?
В этом
кульминация всего Евангелия, сущность всего учения о Боге. Это истина о Боге,
как о Любви. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин.4:8).
Бог есть Любовь – в такой короткой фразе вся природа и естество Бога.
Апофеозом
Божией любви к Своему падшему творению, человеку, стала Голгофа. Именно там, 33
года спустя после Рождества Иисус Христос, воплощенный Бог, был казнен людьми.
Казнен жестоко, как казнили взбунтовавшихся рабов через распятие на кресте.
Многое остается и останется непонятным, но одно предельно ясно: Бог пришел в
этот мир, воплотился в день Рождества в человеческую плоть, чтобы в конечном
итоге пожертвовать Собой. И через это дать надежду прощения греха и
спасения Своему непослушному и грешному, но любимому творению, человеку.
Воистину, любовь, превосходящая разумение...
Итак,
что же такое Рождество? Веселый праздник или таинственное событие, простой
исторический факт или веха в истории человечества? Очевидно, все зависит от
того, с каким сердцем человек приходит к нему...
Рождество
– праздник любви. Не той мирской, которая сводит с ума, а затем оставляет
многие тысячи семей разбитыми и страдающими, а детей без родителей. Не той
любви, которую так весело празднуют в день всех влюбленных. Но Рождество –
праздник любви безусловной, любви Бога к человеку. Любви страдающего Бога к
Своему непокорному и своенравному творению.
И все, что мы можем сказать в
ответ на эту Любовь (да, я не ошибся, именно с большой буквы), это
сказать «Прости!». Сказать в глубоком сокрушении нашего духа, без лишних
слов. Ему не нужны наши слова, Он сердцеведец, Он смотрит вглубь, в самые
глубины нашего сердца. И если вы скажете это слово именно так, поверьте,
непостижимый мир, превосходящий все наше разумение, объемлет вашу душу.
И глядя на Младенца Христа, лежащего в яслях,
слушая рождественские песнопения на церковной службе, да исполнится ваше сердце
радостью. Ведь Господь пришел в этот мир, отдал Свою жизнь на кресте, потому
что любит, потому, что с нами во все дни до скончания века.
Овчинников О.Г, служитель
Мытищинской церкви ЕХБ
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: