26 октября 2011 г.

Управляемое суеверие


Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
(А.С. Пушкин)

Способность удивляться – это обычно прерогатива детей. Мы к сожалению часто теряем ее к с приобретением жизненного опыта и наличием постоянного и безграничного потока информации, притупляющий нашу природную способность удивляться чему-либо новому.

 Но вот на днях, в свои уже зрелые годы, я снова  был удивлен. И удивили меня не фокусники и факиры, не новые достижения науки и беспредельные просторы космоса, удивили как всегда люди. В одной передаче, освещающей криминальное положение дел в нашей стране, был показан сюжет, рассказывающий о новом виде мошенничества. Вроде бы – ну что тут удивительного? Слушайте дальше... 
Двое жителей одной из африканских стран, продавали нашим бизнесменам черную нарезанную бумагу, с уверением их в том, что эта бумага после ряда несложных языческих процедур, при помощи черной магии, и благоволении духов, будет превращена в стодолларовые купюры. Я ни за что бы не поверил, что на это могут купиться серьезные люди, которые зарабатывают большие деньги, проводят какие-то расчеты, совещания, совершают коммерческие сделки, то есть полноценно задействуют свой мозговой аппарат, если бы не реальность. Поймали этих чернокожих молодых парней на получении ими доли в этом процессе (от 30 до 50% они брали себе настоящих денег от суммы заказа). Российский бизнесмен заказал им сотворить ему из бумаги не фальшивые, а настоящие 700 тысяч долларов, ни мало не сомневаясь в успешности предприятия. И он был удивлен, когда увидел оперативников, но в то же время он свято верил в то, что из простой бумаги могут появиться настоящие деньги.

 Воистину, безгранична вера человека...или все таки это суеверие? Какое влияние суеверие оказывает на жизни людей сегодня? Что оно нам дает, и чего лишает? Почему суеверие не исчезает при развитии прогресса, но занимает все новые территории и сферы человеческой жизни? Постараемся найти ответы, хотя бы не некоторые из этих вопросов.

Мне всегда было интересно наблюдать за тем, как расширяются вроде бы уже окончательно определенные пределы и горизонты в жизни людей. Это и правда увлекательно - видеть то, что тому, о чем ты думал предел уже очерчен, на самом деле – предела нет. Это может касаться и физической силы человеческого организма, архитектурных изысков в современных строительных проектах, восхищающих воображение природных явлений. Но больше всего меня поражают беспредельные возможности человеческой веры в свои же фантазии, или навязанные кем-то идеи, и очень часто, по просту – в ничто. Я говорю о феноменальной живучести суеверий в нашей с вами жизни.

 Доходчиво и лаконично выразил сущность суеверия, дав ему формулировку, иерей Алексий Колосов: – Суеверие можно охарактеризовать как веру в пустое, суетное, сиюминутное – как доверие тому, что недостойно доверия.  Другими словами, мы добровольно верим в то, что не подкрепляется ничем, кроме нашего желания видеть это в нашей жизни. То есть, мы сами лепим для себя новых кумиров. Но точные формулировки и объяснения, еще никогда не решали самих проблем.

 Можно объяснить суть явления, показать пагубное действие заблуждения, но чтобы по настоящему решать проблемы, нужно знать причину их возникновения. И мне кажется что слова Пушкина сказанные в эпиграфе, говорят сами за себя: мы сами рады быть обманутыми. И потому не удивительно, что есть масса людей, которые не применули этим воспользоваться.

Вообще, сама география действия суеверий в жизни человеческого общества, давно вышла за рамки языческих обрядов, народных примет и незамысловатого деревенского быта. Суеверие, как и любое другое явление трансформируется, приобретая новые, понятные современным людям формы. Иначе как объяснить феноменальный успех телевизионных каналов, которые до сих пор эксплуатируют желание людей повлиять на ход своей жизни с помощью оберегов, талисманов, самопровозглашенных, «потомственных» колдуний и ведьм? Человек ищет эту соломинку, чтобы почувствовать уверенность хоть в чем-то. И современное ТВ с радостью, за наши деньги, предоставляют ему эту услугу.

 Все просто и ничего нового в этом нет. Есть потребность, спрос, которые неминуемо рождают предложение. Если нет потребности – нужно ее создать. В этом состоит основной постулат современной рекламы – управляемого суеверия.

Издавно было известно правило: если не можешь справиться с каким-то движением, нужно просто его возглавить и перенаправить в нужное тебе русло. И поэтому сегодня с суевериями уже не борются, их умело эксплуатируют и зарабатывают с их помощью деньги. Это один из самых живучих, поражающих человека и порожденный им же вирус. И вирус этот – управляемый. Он как бактериологическое оружие в руках завоевателя. 

Люди хотят быть значимыми в социуме? – это спрос. Мы покажем как, и с помощью чего это можно сделать: - говорят рекламщики – это предложение. Ты хочешь быть уверенным в себе? – это спрос. Мы поможем тебе приобрести уверенность c помощью вещей: - снова уверяет нас реклама, продавая нам свое предложение. Формула успешной рекламы очень четко отображает действие суеверия в нашей жизни. 

Спешу познакомить вас с этой формулой (формула взята из статьи Феликса Изосимовича Шaркoва, доктора социологических наук), используя которую нас заставляют верить в то, чего нет. Это так называемый механизм социально-управленческого воздействия на потребителя. Всем известно, что потребность и реклама взаимообусловлены. То есть, рекламируются товары, произведенные на основе человеческих потребностей, а новые потребности могут формироваться под воздействием рекламы. Итак шаги достижения:
1.      вскрытие потребностей (чего же ты хочешь, человек???)
2.      установление связей между потребностями и товаром (может это тебе поможет?).
3.      убеждение в достоинствах товара (это лучшее, что есть на сегодняшний день).
4.      возбуждение желания приобрести его (как ты красив в этом!!! Выглядишь на миллион и тп).
5.      стимулирование к приобретению (купи! И забудь свои проблемы! Начинается новая жизнь!).

И согласно этой формуле, мы из людей, постепенно становимся дойными коровами, которые только и ждут, чтобы их подоили. И предложение не заставляет себя ждать. Появляются как грибы после летнего дождя, всевозможные костыли для неуверенных людей – модные брэнды.

Брэнды – новые идолы и кумиры, которые создают, и им же поклоняются, с помощью которых пытаются строить свою жизнь, имидж, корректировать и транслировать свое социальное положение неимоверное количество людей. По брэндам нашей одежды, люди судят об уровне нашей успешности в жизни. Тут уже становится не важен человек, как таковой, он становится лишь носителем, вешалкой всевозможных брэндов. «О тебе и обо мне судят по нашим машинам» поет в своей песне Андрей Макаревич. 
Вторичное становится первичным, вещи становятся важнее людей. И вера в то, что с помощью вещей, марок машин, дороговизны часов, географией прописки, наличием определенной внешности, популярности, ты можешь и точно будешь счастлив – это и есть современное суеверие, которое поражает множество умов и сердец. Последствия мы видим: люди поклоняются твари, вместо Творца, мужья бросают постаревших жен, меняя их на более престижные модели, дети стыдятся своих непродвинутых родителей, девушки выбирают себе парней по марке их часов, телезрители покупают ненужные, но престижные вещи, захламляя свою и без того, полную вещей, но свободную от смысла жизнь. 

Сегодня можно смело перефразировать известное выражение Юлия Цезаря: «Пришел – увидел - победил», на современное «Включил – увидел – и купил», потому что магазин вошел уже в наше личное, домашнее, телевизионное простанство. Визуальное восприятие мира, плюс сугубо материалистическое мышление и таковые же ценности, делают нас отличной пищей для машины потребления. На протяжении дня нам расскажут, что есть и что пить, во что нужно одеваться, чтобы быть  в формате, расскажут в каких ресторанах престижно отобедать и какой косметикой сейчас модно пользоваться.

 Рекламное телевидение сформировало уже не одно поколение потребителей, и продолжает клонировать новых поглощателей их продукта. И люди верят в то, что глотая пиво именно этой пивовареной компании, они поддерживают свою любимую футбольную команду. Надевая на себя одежду определенной марки, люди на самом деле начинают чувствовать, что стали чуть выше, чуть краше, чуть успешнее рядом живущих людей. 

Но эта вера в ничто крадет нашу жизнь, деформирует наш мозг, лишает нас возможности общаться с разными людьми, да и сами мы постепенно становимся неинтересными особами, безликими, как  маникен в магазине, который ценен только маркой одежды, в которую он одет. 

Это ужасно, но не ново. Издревле люди выбирали то, чем они хвалятся и заявляют о себе миру. Очень лаконично и точно выразил это псалмопевец Давид в своем псалме: «Иные – колесницами, иные – конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся: они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо» Пс.19:8,9. Немецкий поэт Эммануэль Гейбель (1815–1884)  как-то написал, ставшую очень популярной, но остающейся все столь же актуальной фразу, что там, где изгоняется Божество, появляются призраки. И масса всевозможных призраков появляются и сегодня. Но сущность призраков в их неестественности и искусственности. Их жизнь зависит от наших решений. Именно человек, или продлевает призрачному суеверию жизнь, соглашаясь жить по навязанным им законам, или он приговаривает суеверие к уничтожению, выбирая для себя жизнь в вере в Создателя, которая возвышается над всеми придуманными величинами мира (статус, имидж, мода и тп). 

Апостол Иоанн очень ясно говорил людям о дьявольских попытках занять сердце человека чем угодно, лишь бы там не оставалось места для Творца и Спасителя нашего – Бога. Но он же и сказал нам о том, что Тот Кто в нас, больше того, кто в мире. 

Я глубоко убежден в том, что избежать веры в суетное невозможно, если не верить в Создателя, разрушающего кумиров и низвергающего идолов. Никогда в истории не удавалось примирить веру и суеверие, этот конфликт вечен. Попытки конечно были, предпринимаются они и сейчас, но если человек верит в Создателя, суеверию нет места в сердце верующего, потому что это место занято. Верующий человек свободен от мирских трафаретов, клишированных форм и оценочных суждений на его счет.

Сегодняший мир разбалансирован, лишен былой гармонии. В одном месте идут проливные дожди, в другом – иссушающая засуха. У одних людей преобладает религиозный фанатизм, а другими управляет атеистический цинизм. И потому, нам всем необходима гармония, сбалансированность в нашей жизни, которую мы теряем отрицая, или попросту не замечая Творца. 

Конечно есть и сегодня попытки достичь гармонии без Создателя, на уровне наших душевных переживай и эмоций, созиданием дел добрых и написанием книг мудрых. Но такая попытка представляется мне желанием музыкальных инструментов, создать музыкальный шедевр без участия музыкантов и дирижера. Мы понимаем, что как бы ни старались инструменты, как бы они ни выглядели красиво и богато, без музыканта, любой инструмент – лишь кусок дерева или металла. 

Только в руках Бога, человек может зазвучать прекрасными звуками, вливаясь в общий хор хвалы Создателю. Без Него, любые звуки нами издаваемые, будут лишь дополнять бессмысленную какофонию хаоса.

Душаков Евгений, август 2010 (журнал «Решение»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Нам очень интересно, что Вы думаете об этом? Вы можете оставить свой комментарий здесь: